История и особенности мавританского стиля в ландшафтном дизайне. Исторический очерк стиля Мавритании мавританский стиль

Мавританские сады ведут свое происхождение от облагороженных оазисов – главной радости человека, живущего в пустыне. Именно это и предопределило главные особенности мавританского стиля в ландшафтном дизайне – обилие зелени, пышных экзотических цветов, ярких красок, а также воды, то есть того, чего так не хватает кочевнику в песчаной пустыне.

    Мусульманский сад

    Мавританский стиль в ландшафтном дизайне называют еще и мусульманским, он довольно старый, имеет свою историю и глубокий смысл.
    Восток издавна славился садово-парковым искусством. Приемов у него имеется множество, но все они условно делятся на две большие группы: одна из них тяготеет к мусульманской культуре, а вторая поддерживает мировоззрение Дальнего Востока. Сады можно читать как книгу, в них высказано настроение, эмоции, они могут рассказать об образе мышления и системе ценностей народа, который их создал, приоткрыть его душу.

    Когда идет речь о мусульманских садах, сразу же в мыслях рисуются картины, как бы сошедшие со страниц «Тысячи и одной ночи». Мы представляем невиданные деревья, среди которых лениво ходят павлины и другие экзотические животные, текущую с тихим журчанием по мраморным ложам воду, опьяняющий аромат цветов.
    Такое пышное убранство объясняется тем, что эти сады разбиваются в субтропиках. В исламских странах всегда очень трепетно относились к воде, ведь от нее зависел хороший урожай, а ее было так мало. Поэтому в этом дизайне вода занимает особое место.
    Мусульманский сад отличается таким характерным приемом, как четкая геометрия в плане. В его основе лежит принцип «четыре сада» - «чор-бак». Смысл его состоит в разбивании территории на квадраты, а больший делят на четыре части, каждая из которых, в свою очередь, может поделиться еще на несколько. В центре получившегося квадрата делают небольшие фонтаны, а по всей территории разбивают дорожки. Такое устройство перекликается с легендой о первозданном райском саду, в котором находятся истоки рек, текущих в четырех направлениях. То есть, мавританский стиль в ландшафтном дизайне подразумевает создание чудесного сада – земного воплощения рая.

    Этот стиль на основе исламских канонов нашел отражение в Южной Испании, которая несколько веков находилась под властью арабов. Ярким образцом его является замок Альгамбра, само название которого произошло от арабского «аль-хамра», то есть красный. Построили его для правителей Гранадского эмирата, и он прославился своей красотой, став венцом мавританского искусства. Описывается этот дворец и парк во
    множестве поэтических произведений, так как они производили на посетителей-европейцев поистине шокирующее впечатление. Сейчас любой, кто задет под сень композиций в этом стиле может испытать тоже самое.

    Ландшафтный стиль

    Ландшафтные парки, или как их еще называют - английские, появились 18 в. в Англии, которая и считается родоначальницей этого садово-паркового направления в Европе.

    Предпочтение в таких садах отдается растениям, которые весной буйно цветут, а промежутки между деревьями заполняют почвопокровными и луковичными растениями. Лесной ландшафт позволяет заслонить неприглядный вид окружающих участок соседних домов или коммуникаций. Имитация природного ландшафта позволяет создать множество различных сред обитания: от сухого гравийного цветника до влажных берегов водоемов. Такие сады изменяют свой облик от сезона к сезону и существуют до тех пор, пока сохраняется гармоничное равновесие между всеми его частями, в том числе между дикой природой и культурами, вкрапленными в общую картину по воле человека.

    Основными признаками ландшафтного стиля являются:

        Преобладание извилистых тропинок в ландшафтном дизайне;
        Неправильная форма водоёмов и площадок, являющихся неотъемлемой частью ландшафтного дизайна;
        Свободная группировка деревьев, кустарников и цветов, имитирующая естественное произрастание в природном ландшафте.

    Не будьте слишком прямолинейны в своём желании иметь идеально ухоженный сад. Уход за садом, конечно, обязателен, но кусочек природы, неухоженной, необработанной земли в ландшафтном дизайне Вашего сада будет приятен сам по себе. К тому же заброшенный островок, предусмотренный в дизайн проекте ландшафта сада, участка, станет приютом живых существ: птиц, насекомых, ящериц, мелких животных.

    Пейзажный стиль пришел с Востока - из Китая, где регулярного стиля вообще никогда не существовало. Позже, когда с просторов этой огромной страны трепетное восприятие природы перекочевало на острова Японии, искусство японских садов стало оказывать влияние на сады всего мира.

     

     Мавританские сады ведут свое происхождение от облагороженных оазисов – главной радости человека, живущего в пустыне. Именно это и предопределило главные особенности мавританского стиля в ландшафтном дизайне – обилие зелени, пышных экзотических цветов, ярких красок, а также воды, то есть того, чего так не хватает кочевнику в песчаной пустыне.

     
    C другой стороны, мавританские сады – прямые наследники знаменитых садов древности, среди которых было одно из семи античных чудес света – Висячие сады Семирамиды.
     
    Для восточных садов пустынного пояса характерно стремление к максимальной пышности на фоне необходимости экономить воду. Водоемы мавританских садов – пруды, фонтаны, каналы обычно невелики по размеру, но устроены таким образом, чтобы вода все время была в поле зрения.
     
    Центром мавританского сада чаще всего является фонтан или пруд, от которого расходятся по сторонам света четыре канала, как четыре реки, которые вытекают из райского сада. И сам мавританский сад в своей классической форме как бы повторяет в миниатюре образ мусульманского рая.
     
    Каналы, как правило, делят сад на четыре равных квадрата, а если сад велик, то каждый квадрат может быть поделен еще на четыре меньшими каналами с тем, чтобы вода все время мелькала в просветах пышной растительности.
     
    Главные отличия и особенности мавританского стиля в дизайне ландшафта:
    В плане мавританские сады отличает геометрическая правильность, но в отличие от садов регулярного стиля, здесь выверенный геометрический план, подражающий восточному орнаменту, сочетается с естественным буйством растительности, разнообразие которой просто поражает. Мавританский сад от компании Живая Легенда – это множество оттенков зеленого в листве и стеблях растений и бесконечное многообразие цветов, опьяняющих любого, кто пришел в этот сад, своим дивным ароматом.  
    Растения в мавританском саду без крайней необходимости не стригут и не обрезают, они растут свободно, и если им достаточно воды, то заполняют собой все пространство между каналами, водоемами и дорожками.
     
    Непревзойденного расцвета мусульманские сады достигли в Испании, и когда христиане отбили у мусульман Гранаду и впервые попали в дворцовые сады Альгамбры, они, при виде открывшейся красоты сочли, что она – плод колдовства и чародейства.
     
    Современные особенности мавританского стиля в европейском ландшафтном дизайне следуют именно испанским канонам. Существуют и другие вариации мавританского стиля, но они распространены главным образом на Востоке, а в Европе менее популярны.
     
    Испанские сады мавританского стиля были, как правило, невелики по размеру и чаще всего занимали внутренние дворики зданий. И сегодня подобные сады можно без труда разбить в современном патио или на участке скромных размеров.
     
    С другой стороны, на большом участке тоже можно разбить мавританский сад, причем в наших широтах он не будет иметь недостатка в воде. Правда, далеко не все растения, типичные для восточных или испанских садов, могут произрастать в открытом грунте в России. Однако всегда можно подобрать другие виды, которые растут в нашем климате отлично и при этом способны создать нужный эффект.

    Мавританский сад

    В начале VIII века волна мусульманского завоевания докатилась до Северной Африки, и в 709 году войска Мусы ибн Нусейры, первого в Магрибе наместника халифов Омейядов, вышли к Атлантическому океану. Весной 711 года войска арабов и берберов под предводительством Тарика ибн Зияда через пролив, получивший впоследствии название Гибралтара, то есть «Горы Тарика», вторглись на Иберийский полуостров. Завоевание Ал-Андалуса — так арабы называли Испанию — завершили прибывшие из Магриба войска самого Мусы ибн-Нусейры. Большая часть полуострова, за исключением малодоступных северных областей, стала провинцией Омейядского халифата. Исторические и художественные судьбы Магриба и Испании, соприкасавшиеся раньше, отныне тесно переплелись между собой. На огромной территории сложилось и расцвело искусство западного ислама, известное под названием мавританского. Необходимы некоторые пояснения.

    Североафриканские земли, расположенные к западу от Египта, получили арабское название Магриба (то есть Запада); подкрепленное исторической традицией и географическими факторами средневековое деление земель Магриба сохранилось до наших дней в границах современных государств Алжира, Туниса и Марокко.

    Происхождение арабского названия Южной Испании Ал-Андалус точно не известно. Существует гипотеза, что оно происходило от латинского слова «вандалус», по названию вандалов, которые в V веке захватили Иберийский полуостров и вскоре были вытеснены вестготами в Северную Африку. Другая версия выводила это название от обозначения на готском языке владений вестготов на полуострове. Так или иначе богатая процветающая страна, отделенная от Африки нешироким проливом, стала поистине желанной добычей для завоевателей.

    Превосходившие по количеству арабов воины-берберы, потомки коренных ливийцев, составляли население Северной Африки; их самоназвание «амазиген» означало «свободный», «благородный». Как известно, греки, а затем римляне называли «варварами» те народы, чей язык и образ жизни отличался от эллинского. Складывавшаяся на протяжении тысячелетий искусство оседлых и кочевых берберских племен сохраняло, не подчиняясь иноземной цивилизации, родоплеменные основы художественного мировосприятия, устойчивый архаический уклад жизни, древние поверья и магическую символику. С приходом арабов, исламизацией и распространением арабского языка были заложены основы средневекового берберо-арабского искусства, которые утвердились в народном монументальном зодчестве и изделиях художественного ремесла. От латинского наименования одного из берберских племен мавры(«mauros», т. е. «темный») произошло испанское название «moros», которое распространилось на мусульманских завоевателей Иберийского полуострова — как арабов, так и берберов. Постепенно сложилось устойчивое европейское понятие мавританского искусства, мавританского стиля.
    Уязвимость наименования этого сложного художественного явления и целого направления в культуре западного исламского мира состоит в том, что оно ограничивалось только пределами Иберийского полуострова, в основном памятниками, созданными в Испании. Между тем речь должна идти о художественном наследии неизмеримо более широкого региона, охватывающего не только Иберийский полуостров, но и Магриб, где сложилась мощная, созданная совместно народами многих стран арабо-андалусская цивилизация. Так, например, в историю искусства памятники Марокко и Алжира XIV века вошли как чистое воплощение мавританского стиля. В самом Магрибе этого понятия никогда не существовало, речь здесь могла идти только о сильнейшей андалусской традиции, влияние которой нарастало по мере массового перемещения под напором реконкисты испанских мусульман в Северную Африку. Мы же будем придерживаться традиционного наименования мавританского искусства, чтобы облегчить читателю знакомство с малоизвестным материалом и во избежание возможного смешения им арабской Андалусии с современной Андалусией, самой популярной, чаще всего посещаемой исторической областью Южной Испании.

    Зарождение мавританского искусства относится к эпохе расцвета Кордовского халифата. Становление на испанской земле мусульманского государства знало несколько этапов. Его основание связано с династией сирийских халифов Омейядов, правивших в древнем городе Дамаске, и сметенных династией Аббасидов со столицей в Багдаде. Удалось спастись лишь немногим, в том числе Абд ар-Рахману аль-Муавии, внуку халифа, который бежал в Северную Африку, и затем, поддержанный сторонниками семьи Омейя, высадился на испанском берегу, и в 756 году стал правителем Кордовского эмирата, власти которого подчинялись почти все мусульманские владения на Иберийском полуострове; так Абд ар-Рахман I (ок.734–788), по прозвищу Пришелец, основал династию кордовских Омейядов. Однако только в Х веке произошла подлинная централизация государственной власти, и перед лицом остального мусульманского мира Абд ар-Рахман III провозгласил в 929 году независимость обширного, мощного, процветающего Кордовского халифата.

    Арабская Испания превратилась в самую богатую, населенную и благоустроенную страну Европы. Арабы разводили неизвестные европейцам культуры: рис, сахарный тростник, шелковицу и различные восточные плодовые деревья — в первую очередь цитрусовые. Кордова, Севилья, Гранада, Толедо, Малага, Мурсия, Альмерия, Валенсия славились своими ремеслами: шерстяными, шелковыми, парчовыми тканями, дорогой кожей с тиснением и позолотой, бронзовой и стеклянной посудой с рисунками и эмалью, прекрасной керамикой, изделиями из слоновой кости и оружием — доспехами и саблями с тончайшей резной отделкой эфеса и ножен. Кордова получила гордое название «обиталище наук». Богатейшие кордовские библиотеки пользовались известностью во всем мире. Арабы познакомили европейцев с китайским изобретением — бумагой, производство которой было налажено в специальных мастерских Хативы и Толедо. Через мусульманскую Испанию Европа получала не только переводы научных трудов арабских ученых, но и впервые познакомилась с произведениями великих античных мыслителей.

    Формирование на испанской земле новой синкретической цивилизации, вобравшей в себя элементы иберийской, испано-римской, испано-византийской, испано-готской, еврейской, собственно арабской и берберской культур, происходило в процессе медленного слияния различных этнических групп, населявших Испанию. Становление государственности способствовало их этнополитической общности. Залогом расцвета была религиозная веротерпимость. Перенесенная на Иберийский полуостров восточно-арабская художественная традиция сирийского халифата Омейядов, а затем иракского халифата Аббасидов получила на местной почве новое творческое развитие.

    Кордова — полумиллионный город с мощеными улицами, мостами, водопроводом, банями, тысячами зданий и обширными прекрасными садами — соперничала с Константинополем, Дамаском, Багдадом, Каиром. Главные сооружения IX–X веков — Соборная мечеть в Кордове и город-резиденция Мадинат аз-Захра — стали не только знаменитыми памятниками архитектуры, но и художественными центрами, где наиболее ярко и всесторонне проявили себя созидательные возможности общества.

    Большая мечеть в Кордове, заложенная в 785 году, расширялась вплоть до Х века. В плане это — огромный прямоугольник (200 х 144 м), охваченный стеной с контрфорсами и многочисленными входами. Основное пространство занимает колоссальный молитвенный зал, в котором расположено свыше восьмисот колонн, образующих девятнадцать нефов. Колонны несут двухъярусные аркады, выложенные из белых и красных клинчатых камней. Аркады равномерными рядами заполняют внутреннее пространство, которое делится на громадное число ячеек. Архитектура мечети подчинена ясной, четко разработанной системе. И вместе с тем ее молитвенный зал справедливо сравнивают с густым разросшимся лесом. Словно вырастая из пола, невысокие колонны из мрамора, яшмы, порфира похожи на стволы пальм, от которых, подобно переплетенным кронам, отходят в стороны подковообразные арки. Тот, кто с опаленной солнцем кордовской улицы попадал в сумрак колоннады, освещенной сотнями низко висящих на цепях серебряных лампад, ощущал себя в нереальной, фантастической обстановке. Мечеть была настолько прекрасной, что испанцы-христиане, овладевшие городом в 1296 году, не решились ее разрушить. Но в начале XVI века внутри молитвенного зала воздвигли громоздкий католический собор; на месте снесенного минарета в 1583 году построили тяжеловесную пятиэтажную колокольню.

    История строительства храма Саграда Фамилия

    Храм Саграда Фамилия – это удивительное строение, которое расположено в Барселоне, недалеко от её центра. Это здание привлекает людей со всего света по разным причинам. Кого-то интересует архитектура этого здания, а кто-то едет взглянуть на памятник истории – творение великого Антонио Гауди. Также интересно это здание тем, что до конца оно не построено. Известный во всём мире архитектор ушёл из жизни, не оставив чертежей и инструкций по дальнейшему строительству храма.

    У храма Саграда Фамилия есть и другие имена. Полное его название - Искупительный храм Святого Семейства, иногда можно услышать как его называют церковью Святого Семейства. За всю мировую историю не было ни одного архитектора, который смог бы настолько сильно поражать своим творчеством воображение людей. Здания, выполненные по его чертежам, не похожи ни на какие другие. Известно, что Гауди изучал всевозможные стили архитектуры и брал для своего творчества то, что ему нравилось больше всего. Иногда в его строениях можно уловить элементы готического, мавританского стиля или стиля модерн. Но каждый раз в итоге получалось что-то удивительное, очередной шедевр, который нельзя было причислить ни к одному из известных стилей.

    Пожалуй, чтобы лучше понять, как строилось это здание, нужно узнать немного больше и о самом архитекторе. Итак, Антонио Гауди появился на свет 25 июня 1852 года в городке Реус, который находился в Каталонии. Отец Антонио работал медником, и это сыграло немалую роль в жизни и творчестве будущего архитектора. С самого детства он любил наблюдать процесс отливания меди. Каталония славилась изделиями из кованого железа. Гауди с трепетом относился к ремеслу своего родного края и позже своими руками создал немало искусных изделий из этого металла.
    Будучи ещё совсем молодым человеком Гауди поехал в Барселону, где сначала в течение пяти лет проходил обучение на подготовительных курсах, а затем поступил в Провинциальную школу архитектуры. В 1878 году молодой человек окончил своё обучение. В это время среди архитекторов особенно популярен был неоготический стиль. Одним из больших поклонников этого стиля был французский архитектор и писатель Виоле ле Дюк. Именно он в конце 19 века занимался реконструкцией собора Парижской Богоматери и других зданий, построенных в готическом стиле. Гауди стал последователем этого человека и принимал многие его идеи. Также молодого архитектора привлекал английский критик и искусствовед Джон Рескин, который ратовал за возвращение декоративности в искусстве. Можно сказать, что эти люди сыграли большую роль в дальнейшем творчестве Гауди. Однако его собственный стиль был не похож ни на один другой.

    Гауди спроектировал множество прекрасных зданий, однако кафедральный собор, посвящённый Святому Семейству, занял основную часть в его жизни. В целом Антонио Гауди отдал этому сооружение около 43 лет своей жизни. Архитектор был не только талантливым, но и очень набожным человеком, истинным христианином. Он хотел возвести такое здание, которое бы показывало людям всю земную жизнь Христа и стать архитектурным воплощением Нового Завета.

    Храм Саграда Фамилия начали строить ещё в 1883 году. Изначально главным архитектором был назначен Франсиско де Вильяр, который задумал создать собор в неоготическом стиле. Однако в 1891 году, когда работы по строительству сооружения только начинались, его сменил Антонио Гауди.

    Архитектор занимался строительством храма до самых последних дней своей жизни. Несмотря на то, что здание должно было быть построено в неоготическом стиле, Гауди решил пойти своим путём. Он решил использовать готический стиль только в основе, выполнив чертежи здания в форме латинского креста. Однако всё остальное было выполнено в неповторимом стиле Гауди.

    Интересно, что архитектор не любил продумывать все детали заранее. Он составлял общие чертежи и наброски, а детали появлялись сами собой по ходу строительства. По этой причине Гауди постоянно находился на строительной площадке, давая необходимые распоряжения, оценивая работу и постоянно создавая новые образы. В итоге для него была выделена уже готовая комнатка в здании будущего храма, где он и поселился. Нельзя сказать, что постройка здания шла легко или быстро. Постоянно обуреваемый новыми идеями и образами архитектор нередко заставлял работников остановить работы, а иногда и сломать уже сделанное, чтобы затем создать что-то совсем другое. Жители Барселоны с удивлением наблюдали, как в их городе появляется удивительное здание. Кто-то сравнивал его с муравейником, кто-то с каменными наростами в пещерах – сталагмитами.

    С Годами Гауди всё более углублялся в строительство храма Саграда Фамилия, отдавая ему всё своё время. Он стал похожим на отшельника, живущего в здании будущего храма. Иногда он выходил на улицу и протягивал прохожим шапку, прося пожертвований на строительство собора. Ведь это был единственный источник финансирования его архитектурного шедевра. В 1926 году Гауди был сбит трамваем и умер в госпитале. А похоронили его там же, на территории собора. В дальнейшем было много споров о том, стоит ли продолжать дело великого архитектора. Ведь большинство его замыслов относительно этого сооружения ушли вместе с ним.
    Храм Саграда Фамилия
    Особенности храма Саграда Фамилия

    Гауди задумал создать собор с тремя фасадами. На каждом их них должны были возвышаться по 4 высоких шпиля, имеющие криволинейные очертания. В итоге на вершине здания должны были располагаться 12 высоких башен, каждая из которых должна была означать одного из 12 учеников Христа. Посередине должна была располагаться самая большая башня, символизирующая самого Христа, вокруг нее – ещё 4 башни поменьше в честь четырёх Евангелистов. Каждая из башен должна быть украшена их традиционными символами – тельца, орла, ангела и льва. А на башне Христа должен был располагаться большой крест. И ещё одна небольшая башня-колокольня в честь Девы Марии должна была возвышаться над апсидой, полукруглым выступом здания, завершающим алтарное пространство. На каждом из трёх фасадов должны были находиться рельефы и изображения, символизирующие один из трёх самых важных моментов в жизни Иисуса Христа. Так, один из фасадов получил название «Рождество», другой – «Страсти Христовы», а третий – «Вознесение». Все три фасада должны быть объединены клуатром – крытой обходной галереей, создающей что-то вроде внутреннего двора храма.

    Строительство шло очень долго, и поэтому за жизнь Гауди удалось построить только часть, посвящённую Рождеству. До сих пор здание не построено и наполовину, а из 18 задуманных над ним возвышаются лишь 4 башни. Однако и в таком виде он поражает взгляды многих тысяч туристов.

    Фасад, посвящённый Рождеству Христа, разделён на 3 портала, которые символизируют основные добродетели христианства – Надежду, Веру и Милосердие. Каждый из порталов украшен скульптурами, которые отображают различные сцены из жизни Христа. Над левым порталом, символизирующем Надежду, изображены сцены обучения Иосифа и Марии, их побега в Египет. А на самом верху изображена гора Монсеррат с надписью «Спаси нас». На правом портале, символизирующем Веру, располагаются скульптуры, изображающие встречу Иисуса с фарисеями, Елизаветы с Богоматерью и Иисуса, находящегося за работой в мастерской плотника. На портале, который занимает место посередине фасада, изображена большая рождественская звезда, а также скульптуры, отображающие рождение Иисуса, трубящих ангелов и волхвов, которые пришли поклониться Спасителю.

    Похожие товары

    Изображение
    Правильны мавританский стиль в дизайне квартир и домов. Как подобрать главные составляющие стиля?
    Мавританский стиль в интерьере появился в Европе в конце XIX века. Тогда аристократы, под влиянием популярного в то время эклектизма, начали обставлять в мавританском стиле курительные и кофейные комнаты. Красочный и живописный, мавританский стиль дизайна быстро стал популярным. Европейцы несколько изменили этнически мавританский стиль, но основные элементы остались нетронутыми. На этот стиль...
    Отзывы :0шт.
    Мавританский стиль в современном ландшафтном дизайне. Главные черты данного стиля и их описание.
    Принято считать, что мавританский стиль возник в Европе ближе к концу ХIХ века. Мавританией было принято называть северную область Африки, в честь которой, и названо это направление. Но, не стоит полагать, что мавританский стиль – это стиль искусства жителей самой Мавритании или народов её населявших. Мавританский стиль это изобретение европейцев, созданное под влиянием культуры Северной Африки и...
    Отзывы :0шт.
    Мавританский стиль в архитектуре - главные тонкости и черты. Мавританский стиль в ландшафтном дизайне и его черты
    Характерными деталями мавританского стиля в архитектуре являются настенная резьба, колонны с облицовкой из керамических плиток, сложные орнаменты в отделке и острые купола. Кроме того, мавританский стиль можно определить по восточным орнаментам в декоре, мозаике, фризам и аркам.
    Отзывы :0шт.
    Модный сад в мавританском стиле. Описание и главные характеристики стиля и его применение.
    Мавританский сад – один из самых горячих трендов садовой моды. Превратить дачный участок в настоящую восточную сказку вам помогут советы наших ландшафтных дизайнеров.
    Отзывы :0шт.
    Мавританский стиль в ландшафтном дизайне - экскурс в историю. Особенности и главные черты такого стиля.
    Мавританский стиль в ландшафтном дизайне занимает особое место - он имеет самые глубокие исторические корни и ярчайшее воплощение, которое часто сравнивают с раем на земле. Мавританский ландшафтный стиль родом из Африки, но сегодняшняя интерпретация имеет, скорее, южно-испанское происхождение
    Отзывы :0шт.