Садовое искусство Японии. Как оформить сад в восточном стиле - важные моменты и советы. японский стиль

Вода, камни, деревья, кусты, мхи, цветы, травы являются для устроителя сада не просто материалом, но частицами Вселенной, обладающими сокровенной значимостью. Впервые слово "нива" (сад) встречается в "Нихонги" ("Анналы Японии", 720 г.) как обозначение пустого пространства, предназначенного для поклонения богам. Согласно синтоизму, весь мир, окружающий человека, населен множеством божеств, обитающих в огромных камнях, старых деревьях, горах, водопадах, озерах, колодцах. Почитались не только сами объекты, но и пространство вокруг них. Особое отношение к пространству станет основополагающим принципом в японских садах.

     

    САДОВОЕ ИСКУССТВО - уникальное явление, представляющее тщательно разработанную философско-эстетическую систему осмысления Природы как универсальной модели мироздания.

    Благодаря этому любой японский сад - будь то средневековый храмовый или современный декоративный - содержит в той или иной степени отзвук Абсолюта.

    Вода, камни, деревья, кусты, мхи, цветы, травы являются для устроителя сада не просто материалом, но частицами Вселенной, обладающими сокровенной значимостью.

    Впервые слово "нива" (сад) встречается в "Нихонги" ("Анналы Японии", 720 г.) как обозначение пустого пространства, предназначенного для поклонения богам. Согласно синтоизму, весь мир, окружающий человека, населен множеством божеств, обитающих в огромных камнях, старых деревьях, горах, водопадах, озерах, колодцах. Почитались не только сами объекты, но и пространство вокруг них. Особое отношение к пространству станет основополагающим принципом в японских садах.
    С середины I тысячелетия н. э. под влиянием буддизма сады стали символическим выражением буддийской Вселенной. Центром ее считалась гора Сумэру, которую в саду обозначал небольшой холм посреди пруда, повторявшего священное озеро Мунэцуноти. Камни в пруду изображали девять островов и восемь морей буддийского космогонического мифа.

    Синтоизм и буддизм сформировали основную концепцию японского сада как такового. В нем образными, емкими символами выражаются идея мирового устройства и изначальная гармония мира. Сады, как и другие виды искусства, развивались в соответствии с ходом времени и изменениями в обществе. Но всегда в них главными элементами были вода и камни. Вода является символом отрицательной, женской, темной, мягкой силы инь, а камни - светлой, мужской, положительной, твердой силы ян. Их вечное противостояние и неразрывное единство, согласно древнему дуалистическому представлению, являются основой существования мира.
    В эпоху Нара (VIII в.), когда велико было влияние китайской культуры, в садах также прослеживалось воздействие материковых образцов. Они были пространны, с большими водоемами, по которым можно было кататься на лодках, с павильонами и беседками.

    На садах эпохи Хэйан (VIII-XII вв.) отразилось распространение в Японии учения буддийской секты Дзёдо (Чистая земля), провозглашавшей веру в Будду Амида (Будда Западного рая). Придворные аристократы, в среде которых в это время китайская ориентация сменилась тенденцией к формированию собственной национальной культуры, стали создавать вокруг своих вилл сады, воспринимавшиеся как земное воплощение рая Амиды. Они отражали утонченный дух придворной культуры, в которой эстетизировались и поэтизировались все проявления жизни людей, и отвечали потребности в лирическом вдохновении и изысканных эмоциях от красот Природы в круговращении времен года.
    В самом знаменитом хэйанском романе - "Гэндзи-моногатари" ("Повесть о принце Гэндзи"), написанном придворной дамой Мурасаки Сикибу (X в.), постоянно встречаются упоминания о садах.

    "Не успели осыпаться простые вишни, как расцвели многолепестковые, а вслед за ними украсились цветами и горные вишни "кабадзакура". Когда же отцвели и они, настало время глициний. Ушедшая госпожа, проникшая в душу цветов, посадила в саду и ранние, и поздние растения, и каждое расцвело в свой срок". (Перевод Т. Соколовой-Делюсиной.)
    Огромное воздействие на всю японскую культуру с конца XIII в. начала оказывать буддийская секта дзэн. Сады дзэнских монастырей стали целенаправленно выражать идею понимания Природы как воплощения Абсолюта, Истины, то есть духа Будды. Они органично включались в атмосферу монастырской жизни с ее строгой дисциплиной и психофизическими упражнениями, помогавшими адептам на их пути к достижению "сатори" (просветления). Сады создавались знаменитыми дзэнскими наставниками, монахами и художниками, близкими к этим кругам.

    Дзэнский сад уже не предназначался для прогулок, как прежде. Его функция была аналогичной пейзажным свиткам - помогать в практике созерцания. Свойственное японской культуре тяготение к лаконичности способствовало сокращению и садового пейзажа. Так появились знаменитые сухие сады, в которых продолжали существовать силы инь-ян, но реальную воду символически заменили песок и гравий. Все они завораживают своей загадочной абстрактностью, но сад храма Рёандзи в Киото - вершина японского садового искусства того времени.
    Для того чтобы успокоить ум, человек обращается к медитации. "Сядем в тишине и погрузимся в созерцание сада камней..." И тогда, как представляет один из настоятелей этого храма, человек может увидеть вместо площадки с камнями бескрайнюю водную гладь с выступающими пиками гор или их же, возвышающихся над пеленой облаков... "Сосредоточившись на неподвижном, ощущаешь движение высших ритмов".

    Дзэнская культура создала еще один замечательный вариант сада - чайный. Сад, расположенный перед входом, а точнее, ведущий ко входу в чайный домик, выступает важным компонентом в этой церемонии, помогая участникам правильно настроиться на предстоящее действо. Эстетика сада в данном случае целиком соотносится с идеалами Чайной церемонии, базирующимися на принципах простоты, скромности, естественности, неброского очарования...Сады в средневековой Японии:
    Известна история о великом мастере чайной церемонии Сэн-но Рикю (XVI в.) и его сыне. Рикю поручил сыну убрать сад. Тот добросовестно подмел там, вымыл фонари, камни дорожки, но отец каждый раз говорил, что убрано еще несовершенно. Когда сын уже не знал, что делать, Рикю подошел к алевшему осенней листвой клену и тряхнул его. Яркие звездочки кленовых листьев придали всему саду одухотворенную поэтичность.
    Верность старым традициям в сочетании с новым творческим мышлением позволяет и современным мастерам ландшафтного дизайна создавать шедевры под стать классическим образцам.

    Один из них - сад имени Гэндзи, создан в 1966 г. в храме Родзан в Киото в память о Мурасаки Сикибу и ее романе. Согласно сохранившимся сведениям, здесь когда-то находился дом, где жила писательница.

    Это тоже сухой сад. На фоне светлого гравия расположены зеленые островки мхов произвольных очертаний, напоминающие облака. Кое-где на них высажены кустики лиловых колокольчиков. Образ сада сочетает трогательную нежность и благородную сдержанность. За эффектной продуманностью композиции кроется изящный символический подтекст. Лиловые колокольчики по-японски называются мурасаки. Неброская красота этих цветов достойна памяти Мурасаки Сикибу. Островки мха в форме облаков имеют отношение к принцу Гэндзи. После рассказа о последних днях Гэндзи и его уходе из жизни следует необычная глава, состоящая из одного названия: "Сокрытие в облаках". Перед читателем возникает Пустота, из которой все приходит и в которую все уходит.

    Японские сады - поистине пространство для стихий и воображения, своеобразные окна в иную реальность. В то же время они остаются садами, в которых человек может любоваться бесконечной красотой Природы.

    Садово-парковое искусство Китая и Японии

    Сады и парки Китая, Кореи и Японии принципиально отличались от европейских. В их основе лежало особое отношение к природе, связанное с философией и религией.

    Китай

    Садово-парковое искусство в Китае зародилось еще в глубокой древности. Так, император Цин Шихуанди, при котором была построена Великая китайская стена, известен также как владелец огромного парка, а у императора Ханьской династии Ву-ди (140-87 гг. до н. э.) был сад с искусственными гротами, ручьями и дорожками. В этом саду росли декоративные деревья и кустарники. Сады того времени были связаны с даосизмом, согласно которому природа рассматривалась как обитель богов. Они представляли собой участки естественной природы, выделенные из окружающего ландшафта (так называемые <парки красивых мест> - бодарчу).

    С приходом из Индии в Китай буддизма (64 г. н.э.) садовое искусство развивалось в направлении формирования пейзажных композиций, выражающих природу и несущих определенное настроение. Эмоциональная направленность парка обусловила классификацию его пейзажей по впечатлению на устрашающие (с темными рощами, нависшими скалами, грохочущей водой горных рек и т. д.), смеющиеся (открытые, залитые солнцем поляны, цветущие растения), идиллические (спокойная гладь воды, остров, пагода). <Музицируйте! Мелодии гор и ручьев в живой природе прекраснее игры любых музыкальных инструментов>, - писал поэт III века Цзо Су.

    Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Китая достигло в Х-XII вв. и вновь - в XIII-XIV вв.

    В северной части Китая получили развитие большие сады, занимающие обширные территории в сотни гектаров, а в южной (экономический центр страны) - малые, устраиваемые при жилых домах. Однако для всех садов характерен ряд общих черт. Неотъемлемой (почти обязательной) частью сада и центром его композиции является водоем. Он занимает значительную часть территории (30-70 %). Около водоема размещаются дворцовые постройки, образующие архитектурное ядро парка. Водоемы имеют изрезанную береговую линию и много островов, что обеспечивает чередование живописных композиций при движении. Для их восприятия устраиваются многочисленные парковые сооружения - беседки, веранды, платформы, галереи, мосты, ориентирующие взгляд в нужном направлении с помощью фигурных проемов в стенах - <проникающих окон>, в обрамлении опор галерей, путем нейтрального решения или изоляции одной из сторон маршрута. Сооружения имеют яркую раскраску, оттеняющую зелень парков, и являются частью пейзажных картин. Их поэтические названия настраивают на определенное восприятие картин природы или ее проявлений (например, павильон, <где слышен снег>, или <беседка, омываемая ароматом леса>, и т. д.).

    Ассортимент растений чрезвычайно богат: различные виды сосен, можжевельников, кленов, дуб китайский, кедр, груша, слива, вишня, ива, бамбук; много красивоцветущих - камелии, азалии, рододендроны; цветов, среди которых особенно ценились пионы и хризантемы, водоемы украшались лотосами, а их берега - ирисами.

    Скульптурное оформление используется редко. В основном это изображения птиц или животных - аиста, дракона, черепахи. Чаще встречаются естественные камни, которыми не только оформляют берег водоема или горку, но и устанавливают как <естественные> скульптуры. По ценности они приравниваются к произведениям искусства.

    В качестве примера можно привести парк Летнего дворца около Пекина - Ихэюань (парк Безмятежного отдыха). Это комплекс садов площадью около 400 га. Начало его создания относится к XIV в. Парк неоднократно подвергался разрушениям (в 1860 и 1900 гг.), но вновь восстанавливался. В настоящее время он имеет площадь 270 га, из которой 31 занято озером Куньмыньху. На южном склоне горы Ваньшоушань (горы Долголетия), в северной части парка, обращенной к озеру, расположен архитектурный ансамбль с многоярусной башней и комплексом дворцовых сооружений. К ним примыкают дворики с каменистыми садами, водоемами для декоративных рыб и лотоса, древовидными пионами, магнолиями. Северный склон решен в виде лесного массива. У подножия горы протекает ручей. На озере имеются острова с беседками и дамбы с галереями протяженностью в сотни метров, являющиеся частью прогулочных маршрутов. Северная граница участка искусно замаскирована невысокими холмами.

    Китайские мастера выделяют 8 основных принципов садово-паркового искусства:
        действовать в зависимости от местных условий;
        максимально использовать окружающую природу;
        отделять главное от второстепенного;
        использовать контрасты: большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое;
        в малом добиваться большого;
        учитывать гармонию пропорций;
        использовать постепенное раскрытие видов;
        учитывать время восприятия пейзажей.

    Мировоззрение же китайского сада, по свидетельству самих китайцев, лучше всего воплощено в садах ученых, или садах литературы. Здесь нет официальной парадности. Все создано для отдыха и глубоких размышлений: небольшие озера с высокими арочными мостиками, павильоны с черепичными крышами, небольшие пагоды, композиции из естественного камня. Китайские сады оказали большое влияние на садово-парковое искусство других стран, и прежде всего Японии. Они также способствовали развитию пейзажного стилевого направления в Европе (середина и конец XVIII в.) и побудили к созданию так называемого англо-китайского стиля.

    Япония

    Садовое искусство вместе с буддизмом пришло в Японию из Индии, через Корею и Китай в VI в. На протяжении всей своей истории, насчитывающей почти полторы тысячи лет, японский сад формировался в русле пейзажного стилевого направления. Этому способствовала природа Японии с ее мягким климатом, богатой флорой и разнообразием пейзажей (скалистые горы, озера, реки, ручьи, водопады, песчаные отмели, лесистые холмы и т. д.). Любовь японцев к природе нашла свое выражение в стремлении сконцентрировать все это разнообразие на незначительной площади сада. Пейзаж, созданный в таком саду, далек от естественной природы, но образ природы положен в его основу. Главная функция японского сада - созерцание и оценка красоты пейзажей с определенных мест обзора - террас, окон дома, видовых точек прогулочного маршрута.

    Японский сад развивался вместе с культурой своего времени, подчиняясь религиозным концепциям буддизма и синтоизма. В его развитии выделяют следующие периоды.

        VI-VIII вв.- период Нара, характеризуется влиянием китайской культуры. Строится столица Нара по образцу китайской столицы Чан-чань. При дворцах создаются первые сады по типу китайских, с общей конструктивной схемой - горы и вода. Появляется смысловая символика (сосна - долголетие, бамбук - стойкость и др.).
        Это период становления японского сада на основе синтеза японских пространственных концепций и китайских садовых композиций.

        IX-XII вв.- Хейанский период. Столица - Киото. Характеризуется утонченной культурной жизнью, развитием искусства. Сад приобретает изысканные формы и используется как для развлечений и придворных праздников, так и для созерцания, размышления и отдыха. Подобно театральной декорации, его композиция строится фронтально и воспринимается как из дома, так и с воды. Сад получает типологическую планировочную схему, его основу составляют озеро и остров. Таким образом, садовое искусство формируется как специфический жанр со своими формальными признаками и канонами.

        XIII - начало XIV в.- период Камакура. Характеризуется приходом к власти военного дворянства и распространением секты дзэн-буддизма. Сады становятся частью храмового комплекса.

        XIV-XVI вв.- период Муромати. Характеризуется сближением хейанского и камакурского направлений и новым расцветом культуры. Этот период в истории садового искусства Японии считается классическим. Сады развиваются при монастырях и создаются монахами. В XVI в. появляется новый вид сада - сад чайной церемонии.

    В дальнейшем появляется множество вариантов храмового сада, вновь возникают светские сады как необходимая часть жилого дома.

    Отправной точкой формирования садов последних двух периодов является положение дзэн-буддизма, согласно которому красота природы есть одна из форм постижения истины. Это способствовало обострению эстетического восприятия, выработке поэтически-метафорического способа мышления. Сады должны были располагать к созерцанию, вызывать чувство эмоционального отклика. Основным композиционным принципом, так называемым принципом неопределенности, было создание гармонического равновесия всех элементов сада, в котором есть и свобода, и порядок, и движение, и покой. Его можно сформулировать как отрицание равенства: объемно-пространственные элементы сада не должны быть одинакового размера, в их размещении недопустима симметрия.

    Длительный период развития садов в одном направлении и их канонизация обусловили формирование ряда типологических черт.

    По функциональному назначению исторически сложились дворцовые, храмовые сады, сады чайной церемонии, сады у жилого дома.

    Японские мастера XVIII в. выделяли следующие типы садов. По характеру рельефа: плоский сад и холмистый сад.

    По сложности композиционного построения: полная форма - <син>, полусокращенная - <со>, сокращенная - <гё>. Наиболее развернутая форма <син> обычно содержит весь набор композиционных элементов. Форма <гё> более сжата, и хотя число элементов невелико, они более выразительны и содержательны. Недосказанность должна активизировать восприятие сада.

    По основному компоненту, на котором заостряется восприятие: сад камней, сад мхов, сад воды, сад пейзажей и т. д.

    Независимо от типа сада камни и вода составляют неотъемлемую часть, его <скелет> и <кровь>.

    Камни подбирают по форме, цвету, фактуре. Из них образуют группы: основную - определяет всю композицию - высоту холмов, размеры и очертания водоема, размещение растений в саду; вспомогательную - подчиняется главной и подчеркивает ее основную идею: <гостевую группу> - композиционно не подчиняется главной, но уравновешивает ее; связующую группу, которая композиционно объединяет сад с домом и др.

    Схема композиции элементов в каждой группе близка к разностороннему треугольнику, длинная сторона которого должна быть обращена к фасаду дома, выходящему в сад, короткая - слева, а средняя - справа. Задача художника состоит в том, чтобы почувствовать возможности каждого камня, найти точное соотношение камней, организовав тем самым пластическое пространство сада.

    Вода - основа жизни любого сада. Она присутствует в форме водоема с заливом, островами, песчаными и каменными берегами и изображает спокойную и широкую реку или бурный поток с порогами. Излюбленным элементом сада является водопад.

    Почти во всех композициях с водоемом и островами главное место отводится <острову черепахи> и <острову журавля>, символизирующих стремление человеческого духа к глубинам познания и воспарению вверх, а также <райскому острову>, который не соединяется с берегом.

    В <сухих> садах вода символически изображается галькой или песком.

    Особое внимание уделяется растениям. В ассортименте преобладают вечнозеленые Хвойные и лиственные. С помощью растений акцентируется смена времен года: весна - цветением плодовых, осень - окраской листьев (особенно клена), зима-рисунком обнаженных ветвей. Предпочтение отдается красивоцветущим деревьям и кустарникам. Цветов очень мало, иногда их нет совсем. Самое любимое растение, воспетое в поэзии и живописи, - сосна японская плотноцветная. Из цветущих - слива (уме), вишня (сакура), камелия, азалия, хаги. хризантема, слива, орхидея и бамбук, по японским представлениям, образуют <четверку благородных> растительного мира. Компоновка растений канонизирована и ведется по их символике и декоративным признакам.

    Неотъемлемой частью сада являются садовые сооружения: мосты, скамьи, каменные светильники, ограды, ворота. Они выполнены из естественного материала - дерева, бамбука, камня, иногда металла (чугунные или бронзовые скамьи), без лака и краски, с тем чтобы передать текстуру материала, его естественный цвет и, что особенно ценится, налет времени - лишайники на камне, блеклость тонов дерева и бамбука, патина на металле.

    В композиционном и цветовом решении сад тесно связан с живописью. Он рассчитан на статическое зрительное восприятие, его пространство построено по канонам живописи. Общая приглушенность и мягкость колорита, некоторая монохромность, отсутствие ярких красок сближает картины японского сада с монохромной живописью тушью.

    Характерной чертой японского сада является символика. За видимым пейзажем с его красотой, отточенной формой и тонко продуманной композицией кроется более глубокое содержание. Его можно прочесть по той символике, которую несут компоненты сада,- по форме и расположению камней, островов и т. д.

    Отсюда и метафоричность сада, и недоговоренности в передаче образа, который должен раскрыть сам зритель. Наиболее ярко эти черты проявляются в плоских (философских) садах.

    Одним из самых популярных является сад камней монастыря Рёандзи в Киото, созданный в конце XV - начале XVI в. Сад представляет собой небольшую прямоугольную площадку (около 23Х9 м), расположенную перед домом с верандой, которая тянется вдоль сада и служит местом для его созерцания. С противоположной стороны сад огражден невысокой глинобитной стеной, за которой поднимаются зеленые кроны деревьев. На площадке, засыпанной белым крупнозернистым песком, расположено группами 15 камней. Песчаная поверхность <расчесана> специальными граблями так, что бороздки идут параллельно длинной стороне сада и образуют концентрические круги вокруг каждой группы, состоящей из 2-3 или 5 камней. С любой точки веранды из 15 камней видны только 14. Чисто визуально сад напоминает морские волны, омывающие скалистые острова, или белую пелену облаков, над которой возвышаются вершины горных пиков. Зритель сам в зависимости от внутреннего состояния, направленности воображения может создать любой образ, и главная задача художника как раз и состояла в том, чтобы дать импульс его фантазии.

    Символизм японского сада тесно связан с другой его отличительной чертой - образной трактовкой природы. Художественная задача сада - показать природу, нетронутую человеком. Но сам способ показа с помощью символики, углубляющей смысл виденного, и композиционных канонов, как бы раздвигающих границы сада до размеров вселенной, не скрывает, что эта задача решается мастерством человека. В отличие от европейских пейзажных садов рукотворность японского сада очевидна.

    В XIX в. в Японии окончательно сформировался ансамбль традиционного жилого дома и миниатюрного сада, как его неотъемлемой части. Часто они устроены на площади всего в несколько квадратных метров. Здесь присутствуют все традиционные элементы: миниатюрный бассейн, <дикие> камни, небольшие деревья, дорожки Цветы и т.д. При этом сами японцы отличают садик <Ке>, предназначенный для внутренних нужд, от садиков <Харе> (для формальных традиционных церемоний) и от садиков <Суки> (они играют чисто эстетическую роль). Из прихотливого сочетания этих разновидностей маленьких садиков (вернее из их нанизывания одного на другой) и возникли в XVI веке специальные садики для традиционных официально-интимных японских чайных церемоний.

    Обряды чаепития, появившись в стране в XII в., стали популярными во всех слоях населения. Церемония служила своеобразным отдыхом и в итоге превратилась в ритуал наслаждения красотой природы и искусства. Сад стал частью этого ритуала.

    Сад чайной церемонии имел небольшие размеры, его неотъемлемые части ? дорожка, ведущая к Чайному домику, сосуд для омовения рук, каменный фонарь. Дорожка имела различное покрытие. Неровные камни заставляли посетителя смотреть себе под ноги, а специально выровненные ее участки позволяли оглядеться и полюбоваться садом.

    В XVII-XVIII вв. (период позднего средневековья) создаются обширные сады-парки, представляющие собой комплекс садов, переходящих один в другой. Это сады императорских резиденций и дворцов сегунов. Наиболее известными являются парковые ансамбли Кацура (1625-1659) и Шигакуин (1656-1695 гг. и позже). При всех различиях эти ансамбли характеризуются уже значительной площадью (Кацура - 6,6 га, Шигакуин - 20 га), сетью дорог и сменой пейзажных картин, раскрывающихся на маршруте. Благодаря этому сады получили название чередующихся.

    Ансамбль Кацура создавался по общему замыслу его владельца - принца Тосихито. Его центром является обширное искусственное озеро с довольно сложной береговой линией и островами. Дворец размещен на берегу, имеет сложную форму и состоит из трех частей, обращенных к различным частям сада. В традиционный тип сада - сад <озера и острова> - органически вошли приемы других типов садов. Но самое главное - это развитие сада чайной церемонии, выразившееся не только в изысканной простоте композиций, любовании природным материалом, но и в активном использовании маршрута, который, подобно гиду, то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особо интересных местах. Сложный план сада не позволяет охватить его одним взглядом, образ постигается через детали, через часть раскрывается целое.

    Шигакуин - бывшая резиденция императора Гомицуно. В отличие от остальных садов он расположен на трех уровнях, террасами поднимающихся по склону горы, и благодаря этому ориентирован на внешние виды далеких гор и деревьев. Все искусственные элементы сада становились передним планом композиции и получали подчиненную роль.

    Особенности садово-паркового искусства Японии сводятся в основном к следующим положениям:

        типологичность;
        традиционность;
        символизм;
        образная трактовка природы;
        связь с живописью;
        канонизация композиционных приемов в использовании парковых компонентов - камней, воды, растительности, сооружений.

    Японский сад как образ живой природы представляет большой интерес для современной урбанизированной среды. В 1959 г. у здания ЮНЕСКО в Париже был создан небольшой (200 кв. м) Сад мира. Его автор - скульптор И. Ногуки. Принципы национального сада широко используются современными японскими специалистами как в больших архитектурных комплексах, так и у отдельных зданий. Некоторые приемы получают распространение и в Европе.

    Японское садово-парковое искусство

    Садово-парковое искусство ЯпонииВсе в Японии гармонично и безупречно. Садово-парковое искусство Японии также строго подчиняется этим принципам. Начало формирования этого искусства было положено во времена первого развития японской культуры. Именно синтоизм, как религия гармонии с природой, стал традиционной религией древних японцев, которые были преданы красоте, как верный слуга своему господину. Именно верования «синто», что в переводе значит «путь богов», значительно повлияли на развитие и принципы садово-паркового искусства.

    В синтоизме, божества отождествлялись с явлениями природы, которые считались вместилищами их сил и существа. Древние японцы полагали, что божество нельзя увидеть, однако его проявления отражаются во всем вокруг. Созерцание красоты и ритма окружающей природы поможет осознать и приблизится к гармонии божественного мира, пронизывающего материальный мир. «Моно-но-кэ» - это то единение, та гармония божественного и видимого мира, которая являлась предметом поклонения древней Японии. Первым воплощением моно-но-кэ был камень, который, согласно верованиям синтоизма, был вместилищем божественного духа, так сказать оболочкой божества. Почитание камня стало одним из самых важных этапов осознания настоящей действительности. Места поклонения созидались таким образом: собственно оболочка божества – камень помещался в засыпанное галькой пространство и огораживался веревками. Благодаря такой конструкции, предмет поклонения оказывался не отделим от окружающей природы, и оставался с ней единым целым. И по сей день в композиции японского сада сохраняется различие камней, символизирующих мужское и женское начало.

    Японское садовое искусствоКаким бы наивным не казался первоначальный синтоизм, именно благодаря нему сформировались две основополагающие эстетические идеи: заключение символов в природных и в пространственных формах. Несмотря на то, что на протяжении всей своей истории, Япония часто заимствовала идеи у других народов, эти идеи принимали совершенно иные формы, и становились, в конце концов, истинно японскими, наполняясь, каждый раз новым смыслом при смене династии.

    Буддизм Японии, заимствованный в VI веке, также обрел совершенно иное выражения и совершенно иные философские принципы, чем в Индии, где собственно и родилась эта вера, или в Китае, откуда и была заимствована. Японский синтоизм и буддизм слились в одно целое – рёбусинто. Духовность природы в синтоизме и личности в буддизме произвели на свет новую духовность, определяющуюся слиянием синтоистского и буддистского божества. Именно здесь родилось неразрывное восприятие окружающего мира и человеческой природы.
    Японская культура включила в себя и представления о природе инь и ян – мужском и женском начале бытия, активном и пассивном началах, а также убеждение о устойчивости изменений. Единение инь и ян образует гармонию. Со временем все эти принципы воплотились в структуре расположения предметов японского сада.

    Японские сады воплощали собой представления людей о раеВпервые, упоминание о японском саде датируется VIII веком. В древней столице Японии, Нара, которая по своему устроению была идентична мандале – буддистской схеме мироздания, японские сады были устроены по подобию китайских. В древних летописях существуют упоминания об устроении садов в период правления императрицы Суйко. Период с VIII по IX века характеризуется множественными заимствованиями культуры Китая, который на то время был центром восточного искусства. Именно китайские эталоны воспринимались настоящим культурным образцом.

    Китайские сады воплощали собой представления людей о рае, где они могли бы, наслаждаясь красотой окружающего, постигнуть истину. Блаженство от созерцания великолепия природы должно было принести полное единение с божеством. В то время не было строгих принципов обустройства сада. Однако один принцип был обязателен: воплощение скелета (символ которого - камни) и крови (вода), что символизировало единение в плоти светлого мужского начала (ян) и темного женского (инь). Композиция сада должна была воплощать свойства самой природы – изменчивость, текучесть, естественность и единство в разнообразии и противоположности. Каждый мастер создавал японский сад в соответствии с этими законами, и в то же время выражал свое понимание природы.

    Во времена Нара еще не существовало понятия о единении искусственного и натурального сада. Природный сад оставался нетронутым, а пространство организовывалось путем планирования движения процессий. В следующем периоде развития японской культуры Хэйан человеческое привнесение в структуру сада будет соответствовать природной, а не контрастировать с ней. Изощренная культура Хэйан требовала напряженного восприятия красоты, что составляло новое восприятие мира. Это восприятие - созерцание. Именно остротой переживания человек проникал в сущность бытия. Классическая японская поэзия сформировалась в утонченную эпоху Хэйан.

    Японский садС приходом воинственной эпохи Камакура изменилось и отношение к искусству создания сада. Теперь уже не столько чувственность и тонкость восприятия природы играло решающую роль, но мощь и непокорность природных сил.

    После прихода к власти сегунов Асикава, противоположные культуры Хэйан и Камагура несколько сблизились и преобразовались в единую. На этот период приходится расцвет дзэн - буддизма в Японии, что не замедлило отразиться и на искусстве создания сада. Дзэн предполагает не противостояние природы и человека, а их гармоничное единение, отождествление объекта и субъекта созерцания. Главное в дзэн – это простота и умеренность, постижение единения на основе интуитивного восприятия, мышление дзэн нерационально, он почти полностью отвергает проникновение в суть вещей разумом. И соответственно, именно эти принципы отразились на культуре создания японского сада этого периода. Канон создания сада предполагает основание не на эстетической ценности предмета (камней, песка, воды, растений), а на символе, который он несет в структуре мироздания.

    В средние века, традиция синтоистского восприятия стала основополагающей. В основу канона средневековья в разной степени легли также и концепции эпох Нара и Хэйан, Муромати и периода расцвета дзэн-буддизма в Японии.

    Похожие товары

    Изображение
    Кухня в японском стиле и ее главные черты. Как правильно организовать пространство и выбрать предметы?
    Кухня в японском стиле сегодня на пике моды. Японский стиль интерьера идеален для маленького пространства. Попробуйте сделать дизайн маленькой кухни в японском стиле. Вы почувствуете, будто она стала казаться чуть ли вдвое больше.
    Отзывы :0шт.
    Напольная мебель в японском стиле - выбираем минимализм. Какие аксессуары подойдут для японского интерьера?
    Данная мебель была создана благодаря идеи японских традиций. Современный стиль, оригинальный дизайн привлекает внимание.
     
    Гостиная в японском стиле господствуют умиротворенность, чистота, гармония. Человек молчаливо принимает все проявления природы, страны восходящего солнца...
     Находясь, среди предметов декора и обстановки, которые взаимодействуют один с другим, попадаешь в атмосферу...
    Отзывы :0шт.
    Начало создания японского сада - практические советы. Какие деревья подойдут для японского сада?
    Желающих создать сад именно в японском стиле становится всё больше. Это уже не дань моде, как было некоторое время назад. Это осознанный выбор, обоснованный замечательными свойствами японского сада: расслаблять, дарить покой и отдых. И в то же время – укреплять дух, энергетику, стимулировать к активной деятельности.
    Принципах создания сада камней

    Благодаря совместной работе обществ дружбы «...
    Отзывы :0шт.
    Оформляем комнату в японском стиле - спальня в японском стиле. Какие главные особенности данного интерьера?
    Япония для многих является загадочной страной. Аксессуаров связанных с ней в продаже появляется всё больше. Японский стиль в интерьере комнаты отличается использованием в оформлении интерьера таких материалов как бумага, дерево, солома. Для этого стиля характерно применение именно натуральных материалов.
    Дизайн комнаты в японском стиле

    Дизайн интерьера в японском стиле Совсем недавно,...
    Отзывы :0шт.
    Идеи оформления кухни в японском стиле. Подбираем предметы интерьера для японского интерьера.
    Кухня в японском стиле сегодня на пике моды. Японский стиль интерьера идеален для маленького пространства. Попробуйте сделать дизайн маленькой кухни в японском стиле. Вы почувствуете, будто она стала казаться чуть ли вдвое больше. Жители страны Восходящего Солнца издавна живут в крошечных домиках, а типичная японская квартира редко бывает больше 40 квадратных метров. Но благодаря дизайнерским...
    Отзывы :0шт.