Как обустроить дачный участок - создаем японский сад на дачном участке. Как обустроить в саду японский уголок? японский стиль

Такие сады привлекают внимание прежде всего своей простотой и естественностью. Создать впечатление природного ландшафта — в этом видят свою задачу тамошние специалисты по оформлению садов. В качестве основных декоративных элементов они используют растения, камни, воду, дорожки, тропинки, мостики.

    Фонари

    Каменные фонари пришли в Японию из Китая, где они устанавливались у главного входа буддистских храмов. Позднее они стали использоваться в чайных садах, выполняя не только декоративную функцию, но и служа по своему прямому назначению – в качестве светильников. Затем фонари начали устанавливать и в других садах, в которых они стали служить уже скорее эстетическим, чем практическим целям. В последнее время их стали делать не только из камня, но и из искусственных материалов.

    Как правило, в саду ставят не более одного фонаря, стараясь выбрать наиболее подходящий в зависимости от места его установки, размера, цвета материала, тем более, что типов фонарей существует много. Их конструкции могут несколько различаться, но в полном составе они имеют следующие элементы:
    1. Опорный камень
    2. Опора
    3. Подставка камеры светильника
    4. Камера светильника
    5. Крыша
    6. Навершие
    Типы фонарей
         Пьедестальные фонари (татигата). Используются, главным образом, в больших садах. Их высота обычно равна 1,5 – 1,8 м, хотя в прошлом использовались даже фонари более 3 метров. Самым декоративным из них является, пожалуй, фонарь касуга с загнутыми углами шестиугольной крыши, украшенный богатым резным орнаментом. Его название происходит от древнего синтоистского святилища Касуга Тайся в г. Нара, основанного в 709 году. Эти фонари стоят в два ряда по обе стороны дороги, ведущей к храму. Их более двух тысяч, и каждый из них пожертвован храму поломниками. Самые древние фонари относятся к 12 веку, самые новые – к нашим временам. Существуют и такие разновидности пьедестальных фонарей, как харухи («весеннее солнце»), ю-но ки («кислый апельсин»), ниси-но я («западный дом»), дзэндодзи («храм добродетельных наставлений»), нурэсаги («мокрая цапля») и др. Эти фонари устанавливаются вблизи центра сада.

    Скрытые фонари (икэкомигата). Часто используются в небольших садах. Опорного камня у них нет, и цоколь вертикально закапывается в землю. Свет от этих фонарей направлен вниз. Имеются такие их разновидности, как сёкубу, асимото («ступня»), суйкэй, сондзи («санскрит»), корейский фонарь и др. Хотя имеются случаи и самостоятельного использования этих фонарей, обычно их можно видеть стоящими возле цукубаи, благодаря чему сосуд для омовения выглядит более эффектно. К числу фонарей, устанавливаемых у цукубаи, относится и фонарь орибэ, названный так по имени мастера чайной церемонии Орибэ. Этот мастер жил в период изоляции Японии, введенной в начале 17 века сёгуном Токугава Иэясу. Христиане в то время жестоко преследовались, поэтому Орибэ пошёл на хитрость. Он выбил на опоре фигурку Христа, а чтобы она была меньше заметна, посадил рядом низкорослые растения, прикрывавшие её. Опускаясь перед цукубаи как бы для омовения, он молился Христу, изображение которого находилось рядом. Поэтому традиционно фонарь Орибэ имеет на опоре стилизованное изображение человека, которое при установке должно быть прикрыто растениями. Этот фонарь чаще всего имеет опорный камень.

    Установочный тип (окигата). Фонари этого типа располагаются у берега водоёма, на обочине дорожки, а также в маленьких внутренних садах. Фонари эти небольшие, не тяжёлые и просты в применении. У них может отсутствовать какой-либо элемент: опора, подставка камеры светильника или опорный камень. К установочному типу относится также фонарь ямадоро. Он составляется из нарочито грубо отесанных, асимметричных камней и устанавливается в затенённых, укромных уголках сада. Высота его не превышает 1 метра. Имеются также такие разновидности, как саки («мыс»), тамадэ («прекрасная рука»).

    Фонари для любования снегом (юкими). Юкими обычно устанавливают на берегу водоёма или потока, чтобы была возможность любоваться его отражением. Крышка фонаря может быть шестиугольной или круглой, но обязательно широкой, на которой мог бы долго сохраняться выпавший снег. Четыре короткие ножки могут либо несколько заглубляться в землю, либо опираться на камень. Этот вид фонарей весьма привлекателен, поэтому является самым распространённым.

    Способы установки фонарей
    При установке фонаря прежде всего определяется положение камеры светильника. Её окошки могут быть обращены к гостиной, к жилой комнате, цукубаи, дорожке и т. п., но в любом случае при определении направления следует учитывать композицию сада.

    Пьедестальный фонарь. Опорный камень кладут горизонтально на подложку из плотно утрамбованной гальки и, установив на него опору, выверяют его вертикальность. На столб водружают подставку камеры светильника, а на неё временно кладут шляпу. Затем шляпу приподнимаю, и между ней и подставкой помещают в нужном положении камеру. В заключении сверху кладут навершие.

    Скрытый фонарь. Опору вкапывают прямо в землю, следя за её вертикальностью. Затем устанавливают подставку камеры, саму камеру, шляпу и навершие. Сам фонарь невелик, поэтому устанавливать его не тяжело.

    Установочный фонарь и фонарь для любования снегом установить ещё проще.

    Для наглядности, рекомендуемые места установки фонарей можно представить в виде таблицы.

     

    Как обустроить дачный участок - японский сад:

    Такие сады привлекают внимание прежде всего своей простотой и естественностью. Создать впечатление природного ландшафта — в этом видят свою задачу тамошние специалисты по оформлению садов. В качестве основных декоративных элементов они используют растения, камни, воду, дорожки, тропинки, мостики.

    Японский сад можно создать как на обширных земельных участках, так и на небольшом клочке земли. Все растения японского сада любят кислые почвы, на которых хорошо развиваются мхи и всевозможные ковровые растения, полностью укрывающие почву. Все вечнозеленые растения, такие как криптомерия японская, можжевельник и другие низкорослые хвойные, тис, мушмула, лавровишня лекарственная, падуб остролистный, различные травы, папоротниковые (например, щитовник, дербянка, кочедыжник) образуют с их различными зелеными тонами базовый цветовой каркас сада.

    Красивоцветущие кустарниковые и древесные растения, в частности, рододендрон и азалия, требующие регулярной обрезки, выделяются в период цветения своими изумительными по красоте красноватыми и, конечно же, естественными белыми тонами.
    Ворота

    Исстари ворота в Японии служили отнюдь не только для открывания и закрывания входа на территорию, но и говорили о социальном положении семьи, за этими воротами живущей. Какова была форма древних японских ворот, доподлинно неизвестно, но из описаний, имеющихся в Кодзики, собрании космогонических мифов и исторических преданий, составленном в 8 веке, это было что-то вроде двух столбов с верхней поперечиной без крыши. Появление ворот с крышами обусловлено китайским влиянием. В столице Хэйан знатные аристократы состязались в постройке роскошных ворот на широких улицах города, не говоря уже о воротах в императорском дворце. Сначала ворота в частных домах разрешалось строить только чиновникам высоких рангов, но с течением времени эта планка снижалась. Тем не менее, ограничения, соответствовавшие знатности дома, существовали и защищались до последней возможности. Ещё в 17 – 18 вв. буржуа запрещалось строить ворота, а простой народ смог свободно сооружать их только с 19 века. В настоящее время ворота не несут такой социальной нагрузки, но вид их всё же может многое сказать об их владельце.

    Типы ворот

    Существуют самые различные типы ворот, но в садах наиболее часто встречаются такие конструкции, как простые ворота (хиракадо, хирамон) – П-образная конструкция из двух столбов и крыши; ворота-крыша (мунамон) – ворота виде двускатной крыши, стоящей на двух столбах без подкосов; ворота с перекладиной (кабукимон) – ворота без крыши с перекладиной, проходящей сквозь верхние концы вертикальных столбов и образующей крестовины; ворота-калитка (кидомон) – одностворчатые ворота без крыши. С точки зрения используемого материала ворота подразделяются на крытые тёсом, черепицей, железом, медью, а в зависимости от местоположения – на передние и задние ворота.
    Если делать ширину ворот такой, чтобы в них мог пройти средний человек, метра будет достаточно, но если иметь в виду, что через них, возможно, придётся проносить вещи, то лучше увеличить ширину до 1,5 м, сообразуясь с размерами дома и стен. Кроме того, если через ворота будет ездить машина, ширина их должна быть не менее 1,8 м.

    Створки ворот

    В качестве материала для створок обычно используется дерево или металл. Они могут быть раздвижными, двустворчатыми или одностворчатыми. Для навешивания створок нужны воротные столбы, но в последнее время часто обходятся без них, навешивая створки на петли, прикреплённые непосредственно к стене.

    Стены и изгороди

    Функционально все типы оград, используемых в японских садах, можно разделить на четыре части:

    1. Стены, выполняющие свою изначальную защитную функцию и охраняющие от посторонних вторжений и посторонних взглядов. Традиционно - это чаще всего глинобитные стены или стены из естественных камней с черепичной кровлей. Иногда делаются комбинированные стены, нижняя часть которых складывается из естественных камней, а верхняя представляет собой живую или бамбуковую изгородь. Живая и бамбуковая изгороди и сами по себе могут выполнять охранную функцию. Они делались, в основном, в сельской местности, в частности, в монастырях. Бамбуковая изгородь тоже может иметь крышу, крытую корой криптомерии.

    2. Изгороди, скрывающие нежелательные в декоративном плане, но практически необходимые в саду объекты, с наличием которых приходится мириться: технические устройства, люки, компостные кучи и т. п. В Японии такие изгороди обычно делаются из бамбука, как наиболее доступного материала. Надо сказать, что техника изготовления бамбуковых оград значительно отличается от оград из дерева, так как при этом нельзя использовать гвозди, из-за которых бамбук колется. Бамбуковые палки связывают верёвками, и это особое искусство.

    3. Изгороди, разделяющие функциональные зоны сада. Они тоже, как правило, изготавливаются из бамбука, но выглядят гораздо ажурнее, чем предыдущие, так как не несут защитных функций, неся лишь знаковую и эстетическую нагрузку. Типов таких изгородей весьма много, но все они делаются не выше 2 метров.

    4. Ограждения, являющиеся исключительно декоративным элементом сада или несущие при этом знаковую нагрузку. Они могут также предусматриваться в композиционном решении сада для придания ему динамичности, например, для разбиения и оживления узкого монотонного участка. К таким садовым объектам могут относиться калитки и ворота, не служащие по своему прямому назначению, а лишь символизирующие переход из одной пейзажной области сада в другую, или, если угодно, переход из одного психологического состояния в другое. Такие ворота и калитки типичны для чайных садов.

    Способ изготовления решётчатой изгороди

    В качестве примера рассмотрим способ изготовления одного из видов решётчатой изгороди, особенно не вдаваясь в технические подробности. Решётчатые изгороди различаются по количеству горизонтальных жердей, определяемому высотой изгороди. Если используется две жерди, изгородь называется двухуровневой, если три – трёхуровневой, четыре - четырёхуровневой. Более высокие ограды применяются редко. Высотой определяются и другие основные размеры: расстояние меду столбами, количество жердей и размер ячеек. В данном примере будет рассмотрено изготовление трёхуровневой и четырёхуровневой изгороди. Последняя, кроме самостоятельного применения, может с успехом использоваться для создания живой изгороди.

    Опорные и промежуточные столбы делаются деревянными. В Японии для них предпочитают использовать криптомерию или кипарисовик. Для изгороди высотой 1 – 2 метра подходят опорные столбы диаметром 7,5 см, а промежуточные – 6 см. Диаметр вертикальных и горизонтальных жердей должна быть равна примерно 1/3 диаметра промежуточного столба.

    Для вязания изгороди используется верёвка толщиной 3 мм, желательно из натурального волокна. Традиционно используется плотно скрученная верёвка из волокна веерной пальмы. Для самостоятельно используемой изгороди она должна быть интенсивно чёрного цвета, для живой изгороди – красного.

    Столбы, обработанные антисептиком, а в нижней части – веществом от загнивания, например, креозотом, устанавливают на местах разметки, либо заливая подземную часть бетоном с гравием, либо просто закапывая в землю при тщательной трамбовке через каждые 10 см.

    Между опорными столбами натягивают уровневую нить, тщательно выверяя её горизонтальность. Опорный столб выступает над верхними концами промежуточных столбов и жердей примерно на 1,5 его диаметра. На этом уровне и натягивается нить.

    Устанавливают промежуточные столбы, выравнивая их верхние конца по уровневой нити.

    К опорным столбам прибивают горизонтальные жерди. Поскольку у длинной жерди конец, ближайший к основанию, может быть толще конца, ближайшего к верхушке, на каждом уровне направление крепления жердей меняется. Если длины жерди не хватает, её можно нарастить, вставив верхушечный конец одной жерди в более толстый – другой. Перед прибиванием к столбам торцы жердей срезаются под углом 45 град., а в местах прохождения гвоздей просверливаются отверстия, предохраняющие бамбук от раскалывания. Горизонтальные жерди крепятся как к опорным, так и к промежуточным столбам. Вообще говоря, для этих целей лучше использовать не гвозди, а саморезы, так как при забивании гвоздей столбы расшатываются.

    Размечаются и подвязываются вертикальные жерди. Их верхние концы должны обязательно заканчиваться коленцами. Жерди, стоящие с лицевой стороны ограды, начинаются от бока опорного столба и проходят через центр передней стороны промежуточного столба. Вертикальные жерди стоят по обе стороны горизонтальных, и узел делается со стороны вертикальной жерди. Жерди у промежуточных столбов тоже связываются. Для получения более надёжного крепления можно перед накладыванием верёвочного узла плотно связать жерди проволокой, скрутив её концы плоскогубцами. Тогда верёвочный узел, маскирующий проволоку, фактически становится чисто декоративным.

    Цукубаи

    Традиционно цукубаи являлось элементом чайного сада, но постепенно он стал устанавливаться и в садах другого типа, главным образом из эстетических соображений. Край цукубаи обычно располагается на уровне земли или выше него на 20 – 30 см, однако встречаются и «анацукубаи», которые устанавливаются на дне большой ямы, обложенной камнями, и «накацукубаи», которые ставятся на землю, возвышаясь над ней на 50 – 60 см., т. е. на уровне бёдер сидящего на корточках человека.

    Типы цукубаи

    Естественный тип. В естественном камне делается углубление около 12 – 30 см в диаметре. Чем больше величина камня, тем больше и диаметр. У цукубаи этого типа нет никакого декора, поэтому выглядит он совершенно естественно.

    Подражательный тип. Цукубаи, сделанный в подражание используемым в традиционных садах сосудам. Разновидностей их много, и выбрать подходящий не сложно:

    Фусуи – используется, в основном, в качестве источника для садового потока.

    Дзэни - напоминает круглую монету с отверстием в центре.

    Нацумэ – имеет продолговатую форму, напоминающую плод ююбы (Zizyphus Juss - колючий кустарник семейства крушинных с мелкими цветками, зубчатыми листьями и съедобными плодами).

    Рокэцу – «собирающий росу».

    Кэса – буддистская ряса, оставляющая одно плечо и руку открытыми.

    Дзиммубуцу – «Будда Дзимму»

    Сакадзуки – «чашечка для сакэ» и др.

    Место установки цукубаи

    Определённого места установки цукубаи не существует. Оно выбирается в соответствии с другими элементами сада, рельефом участка и т. п., однако чаще всего используются следующие места установки:

    1. В потоке (в основном, в качестве истока).
    2. В водоёме (желателен цукубаи большого диаметра).
    3. В низине (вокруг делается каменная кладка).
    4. На ровной местности (лучше, если сзади расположена каменная, бамбуковая, живая или какая-либо другая изгородь).
    Особое внимание следует обратить на то, чтобы цукубаи не располагался вблизи водопада, колодезного сруба и т. п., поскольку между ними возникает конкуренция.

    Способы установки цукубаи

    Открытый тип установки. При установке в потоке или водоёме цукубаи находится в «морских» условиях, поэтому он должен быть установлен достаточно высоко.

    Опорный тип. Высота установки при этом небольшая, поэтому подходят такие формы цукубаи, как фусуй, дзэни, дзимубуцу, причём располагаются они в окружении «моря», поэтому даже лучше, чтобы вода переливалась из цукубаи во все стороны.

    Вживление. Цукубаи стоит высоко, поэтому для него в большинстве случаев подходит естественный тип. Вода стекает вперёд, и «море» устраивается только впереди.

    В качестве примера рассмотрим расстановку камней цукубаи вживлённого типа.

    При расстановке камней возле цукубаи в центре ставится сам сосуд. Огораживая «море», располагают три функциональных камня: спереди кладут плоский «передний камень», по высоте несколько больший, чем тобииси, справа – камень для юто – деревянного лакированного сосуда с горячей водой, а слева, напротив него, камень для небольшого подсвечника.

    Последовательность расстановки

    1. Прежде всего определяют лицевую сторону цукубаи. Затем устанавливают его так, чтобы он возвышался над уровнем земли на 30 см, и место установки хорошо утрамбовывают. Высота цукубаи самого по себе больше, поэтому его вкапывают.

    2. Устойчиво располагают три функциональных камня – передний, для юто и для подсвечника, также вкапывая их в землю на глубину до 15 см.

    3. В центр «моря» проводят под землёй водоотводную трубу. 4. Огораживают «море», укладывая в промежутках между цукубаи и функциональными камнями небольшие булыжники.

    5. Дно «моря» укрепляют бетоном, заливая его до нижнего уровня переднего камня, с уклоном к дренажному отверстию, расположенному в центре.

    6. Дренажное отверстие прикрывают четырьмя круглыми камнями диаметром 8 – 9 см.

    7. Дно «моря посыпают тёмной или просто чёрной галькой диаметром 2 – 3 см.

    8. Проведя под землёй водопроводную трубу, устанавливают какэхи.

    Цукубаи опорного типа устраивается аналогично, только море делается вокруг цукубаи, а сам цукубаи, будучи менее высоким, чем вживляемый, не вкапывается, а устанавливается на опору.
    Если возникают проблемы с подачей и отводом воды, конструкцию можно сделать более современной, создав замкнутую систему с использованием насоса (Роберт Кетчел. Японский сад за несколько дней., 2002г.). Для этого в землю закапывается резервуар, в который заливается вода и устанавливается насос. На глубине 15 см вокруг резервуара делается бетонная отмостка шириной 30 см с небольшим уклоном к центру. Всё это накрывается прорезанными над резервуаром выстилающим материалом для водоёмов и геотекстилем, которые потом будут замаскированы «морем» и окружающими камнями. Над резервуаром кладётся прочная решётка или нечто подобное так, чтобы вода из цукубаи могла стекать в резервуар. На неё на каком-либо не слишком толстом постаменте помещается цукубаи. Конструкция должна быть достаточно прочной, чтобы со временем не происходило прогиба под тяжестью цукубаи. Кроме того, через неё в резервуар не должна проваливаться галька. Расстановка камней делается так же, как и при традиционном способе.

    Устройство какэхи несложно и особых пояснений не требует. Типичное устройство состоит из двух бамбуковых трубок и деревянного чурбачка с двумя соединяющимися друг с другом отверстиями, в которые эти трубки вставляются. Вместо чурбачка может быть использовано короткое коленце бамбука достаточного диаметра. Есть и другие конструкции какэхи, обходящиеся без этой детали. Размеры какэхи зависят от размеров всего цукубаи.

    Сикаодоси (сисиодоси, содзу)

    В старину в сельских районах сикаодоси предназначалось для отпугивания от полей оленей, обезьян, кабанов и прочих животных, наносивших вред урожаю. Механизм работы этого пугала состоит в том, что вода из какэхи льётся в бамбуковую трубку с сохранёнными перегородками. Когда эта переднее колено этой трубки наполняется водой, она поворачивается, вода выливается и трубка возвращается в прежнее положение, стукая противоположным концом о камень. В настоящее время сикаодоси используется в садах из эстетических соображений. Радуя журчаньем воды, оно в то же время развлекает звуком, издаваемым при постукивании бамбука о камень. Кроме того, целью установки сикаодоси является и элемент динамики, привносимый в сад движением бамбука. Иногда его устанавливают вместе с какэхи на небольшом возвышении среди потока или маленького водоёма, а также используют в качестве истока для ручейка в ближнем пейзаже.

    Сикаодоси состоит из какэхи, бамбуковой трубки-качалки длиной 60 – 90 см и стойки, сделанной из бревна или бамбука. Если сикаодоси устанавливается у водоёма, то сток воды происходит прямо в него, если нет – приходится делать водосборник, аналогичный водосборнику у цукубаи. Конструкций сикаодоси существует несколько. Подробное описание изготовления одного из типов сикаодоси приведено в книге А. Бриджуотер, Д. Бриджуотер. Водоёмы, каскады, фонтаны. 2004 г.

    Пагоды

    В Индии, Китае и Японии пагодами называют многоярусные башни, носящие культовый характер. В японских садах могут ставиться небольшие стилизованные скульптурные изображения пагод, используемые в качестве декоративных элементов. Традиционно они изготавливались из камня или дерева, но в последнее время в качестве материала используются и всевозможные заменители. Пагоды могут иметь от трёх до тринадцати ярусов, главное, чтобы их количество было нечётным. В плане они могут быть квадратными, шестиугольными, восьмиугольными или круглыми. Если в саду, где устанавливается пагода, нет фонаря, то её размер может быть любым, соответствующим общей композиции. Если же фонарь есть, то пагода должна быть выше него в 1,5 – 2 раза. При изготовлении традиционным способом она состоит из отдельных, не закреплённых между собою блоков, поэтому основание и все каменные ярусы должны быть тщательно подогнаны друг к другу и проверены на горизонтальность. Основание кладётся на гравийную подушку, толщина которой зависит от размера пагоды и может достигать 50 см. Высокие и тяжёлые пагоды лучше устанавливать на бетонный фундамент.
    Места установки пагод:

    1. Вблизи воды: у водоёма, потока, на излучине берега, у цукубаи, моста.
    2. Под искусственной горой или холмом.
    3. Вблизи декоративного камня, толстого ствола дерева, ограды и т. п.
    4. На развилке садовых дорожек.

    Мостики

    В отличие от европейских, японские садовые мостики не всегда служат для переправы с одного берега на другой. Иногда они устанавливаются на участке сада, где вообще нет речки или водоёма, даже сухих, иногда они выполняют скорее магические, чем практические задачи, а иногда это мостики, вообще не предназначенные для ходьбы. По материалам они тоже бывают разными: деревянными, каменными или дерновыми.
    Когда говорят о японском мостике, то, прежде всего, представляют себе небольшой деревянный красный мост, изогнутый дугой. На самом деле, этот мост вернее было бы назвать китайским. Именно такие мосты устанавливались на протоках и водоёмах в больших садах эпохи Хэйан, когда принято было устраивать лодочные прогулки с вином и музицированием. Под такими мостами легко было проплывать. Позднее они стали устанавливаться и над сухими ручьями. Горбатый мостик может быть вообще не предназначен для ходьбы, а служить чисто декоративным элементом, неплохо смотрящимся с каких-либо точек обзора. К такому мостику даже не прокладывается дорожка. По углам моста принято класть так называемые «якорные камни».

    Пример конструкции простого мостика, который может быть использован в японском саду, приведён в журнале «Стильный сад».

    Если горбатый мостик используется, всё-таки, в основном, по своему прямому назначению, то мостик, покрытый дёрном, выполняет, как правило, декоративную и символическую функцию. Чаще всего, он служит для соединения берега с островом, а остров в японских садах символизирует страну бессмертных, достичь которой простому смертному почти невозможно, так что не стоит и заходить на этот мостик. Способ его изготовления можно найти в журнале «Сад своими руками», № 2, 2003 г.

    Ещё один тип мостиков – каменные. Они могут изготовляться как из продолговатых каменных плит, так и из отдельных камней вроде тобииси. Поверхность моста должна быть примерно на 10 см. выше подходящей к нему дорожки.

    Чрезвычайно необычен мост яцухаси (яцу – «восемь», хаси – «мост»). Как следует из названия, он состоит из восьми полотен, причём полотна эти расположены зигзагообразно. С европейской точки зрения, такой мост просто нелеп, но, на самом деле, в нём заключён глубокий смысл. Во первых, пройти быстро с одного конца моста на другой довольно сложно, и не только из–за его формы, но и из-за того, что поперечные доски, из которых он сложен (в случае деревянного моста), могут быть не просто положены на горизонтальные балки, не будучи ничем закреплены.. В самом деле, сад – не то место, где целеустремлённо бегут из одной точки в другую. По нему неспешно прогуливаются, любуясь открывающимися пейзажами.

    Символический смысл заключается в сакральном значении числа восемь, напоминающем о восьмеричном пути постижения истины, проповедовавшемся Буддой. Доски же, покачивающиеся под ногами, говорят о трудностях, подстерегающих человека на этом пути и о бренности его существования. Впрочем, яцухаси не обязательно должен состоять из восьми полотен. Их может быть и пять, и три, но число это обязательно должно быть символичным. Число пять может означать пять путей Махаяны (накопления, соединения, видения, развития, не-учения), пять главных буддистских заповедей (воздержание от убийства живых существ, воздержание от взятия того, что не было дано, воздержание от прелюбодеяния, воздержание от неправдивых слов, воздержание от напитков и средств, вызывающих помутнение сознания), пять главных элементов – вода, огонь, дерево, металл, земля. Число три может символизировать три драгоценности буддизма (Будда, дхарма, сандха), три тела Будды (ваджракая – «алмазное тело», абсолютное проявление духовной сущности, самбхогакая – «божественное тело», образ Будды, постижимый в глубокой медитации, нирманакая – «феноменальное тело», Будда, проявляющий себя в обыденном мире), буддистскую триаду (Кашьяпа – Будда прошлого, Шакьямуни – Будда настоящего, Майтрея – Будда будущего), три священных реликвии синтоизма – меч, яшмовое ожерелье, зерцало.

    Магический смысл яцухаси заключается в избавлении от преследующей человека нечистой силы, так как она может передвигаться только по прямой.

    Яцухаси устанавливают над искусственным болотцем, зарослями ирисов, газоном или гравийным участком. Если он делается из камня, то его полотна кладутся прямо на гравийную подушку, но на воде такой мост, конечно, не устраивают.

    Все мосты могут использоваться как в обычном, так и в сухом саду.

    Беседки

    Беседки, относятся к разряду малых архитектурных форм и подчиняются основным архитектурным требованиям. Для японской деревянной архитектуры к которой относятся и беседки, это каркасность и модульность. Каркасность заключается в том, что несущими элементами конструкции являются столбы и поперечные балки, образующие каркас, а модульность – в использовании в качестве модуля площади татами, соломенного мата стандартного размера, чуть большего 1,5 кв.м. Поскольку мат прямоугольный, то и вся конструкция получается прямоугольной, а не круглой или многоугольной. Беседка может служить либо просто навесом над скамьёй, скажем, в чайном саду, либо устанавливаться в таком месте, с которого можно любоваться красивым пейзажем, что, впрочем, друг друга не исключает. Прямоугольностью модуля обусловлена, видимо, и любовь японцев к разного рода решётчатым конструкциям. Без особого преувеличения можно сказать, что японская традиционная архитектура – это архитектура в клеточку. Такая прямоугольность удачно оттеняется круглыми окошками, часто устраиваемыми в беседках и вызывающих у японцев ассоциацию с луной.
    Японский садик на даче своими руками рассмотрим ниже.
     

    Японский сад камней на дачном участке

    Когда в гармонии пребывают все составляющие сада, от холмов и валунов до цветочной поросли, у человека, находящегося в саду, возникает ощущение идеального пространства – полной законченности его облика. Многие специалисты считают, что ландшафтный дизайн и японский сад – воплощение гармонии форм и цветов.

    Это чувство связано с соблюдением принципа завершённости, которая является важной категорией в системе философских учений и эстетических представлений Китая и Японии. Для жителей Востока очень важна целостность и гармоничность любого произведения искусства, в том числе и относящегося к ландшафтному дизайну. Более того, при полном соблюдении принципа завершённости сад или любое другое произведение искусства оказывается поистине неуязвимым: никакое разрушение не может разбить его целостности. Поэтому великолепные сады, созданные китайскими мастерами, так долговечны: они без потерь проживают века за веками, даже претерпевая разрушения – принцип общей гармонии, на котором они основаны, спасает их.
    Истинная гармония не видит разницы между большим и малым. Для человека же воплотить идею полного равновесия на минимальном отрезке пространства была заманчивой всегда – особенно на Востоке. Так начали создаваться миниатюрные сады, в которых каждое природное начало, каждая стихия получали своё символическое воплощение: горы заменялись камнями, леса – кустами. Чем меньше по размеру такой сад, тем больше символического и магического смысла он в себе несёт. Оптический же размер в представлении буддистов не играет никакой роли: всё в мире относительно, и от угла зрения будет зависеть, будет ли творение садовника воспринято как большой сад или как крошечная композиция в контейнере. Важная особенность восточного сада – наличие воды, водоемов.

    Вода имеет очистительные свойства, так считают китайцы и японцы.

    Символическими путями перехода в другой мир издавна были ворота или арки, а также – как и в древних языческих представлениях европейцев – водная гладь: считалось, что через неё человек может попасть в другое измерение, обретя путь к познанию. Подобное перемещение человека между мирами и измерениями сулило путь к преодолению разлада между внутренним миром и внешним, к истине и гармонии. Именно поэтому строительство дачных прудов придаст ту мистическую нотку в общий дизайнерский замысел вашего участка.

    Кусочек Японии в российской глубинке

    У каждого увлеченного садовода, наверняка, периодически возникает желание что-то изменить в своем саду, сделать его хоть чем-то отличающимся от садов и огородов соседей, украсить его новыми видами и сортами деревьев, кустарников или многолетников. Особо «продвинутые» с помощью специалистов или своими руками устраивают патио, водоемы, альпийские горки. И все чаще на просторах нашей любимой Родины появляются сады, выполненные в определенном стиле ландшафтного дизайна — регулярные, природные или смешанные. Сады, в которых красота и комфорт прекрасно согласуются с практичностью и умелым земледелием.

    Для начала надо было конечно понять, а как же все-таки устроен «японский сад», чем он отличается от, скажем сада «Натургарден», ведь и тот и другой являются садами природного стиля. Была прочитана масса статей и просмотрено множество фотографий на эту тему в книгах, журналах, и Интернете. Были подобраны растения — хвойные и лиственные деревья, кустарники и многолетники, которые по внешнему виду напоминали бы растения Японии, но успешно могли бы выращиваться в условиях нашего климата. Результаты этого поиска нашли свое отражение в нескольких статьях этого блога. Были даже составлены предварительные наброски по его устройству. Но как-то все это не вдохновляло, чего-то в этих схемах не хватало, какой-то детали, может быть мелочи, но без неё, и сад не становился «японским», а был просто набором растений и аксессуаров. Некоторое затруднение состояло еще и в том, что «японский сад» предполагает, что это такой сад, которого «как бы не касалась рука человека», если так можно выразиться. Или уж что-то совсем для нас экзотическое, такое как знаменитый сад камней при монастыре Рёандзи в Киото. А мой сад в целом задумывался и выполняется в регулярном стиле, с геометрической формы цветниками, декоративным огородом и уголком отдыха, со стриженой живой изгородью. И вот соединить эти два направления в дизайне тоже представлялось довольно- таки непростой задачей. Да и выбор самого места под «японский садик» вызывал затруднения. Выделять ему 1 кв м около входа на дачный участок? Японские мастера садового искусства могут, конечно, и на таком микроскопическом клочке земли создать шедевр. Но нам с нашими просторами и «широкой русской душой» требуется что-то побольше, чем такой лоскуток.
    И вот однажды, в садовом центре я вдруг «увидела» растение. Это была береза, но береза необычная. Листья, напоминающие мягкие свисающие длинные хвоинки, поникающие ветви и рост не более 2-х метров даже во взрослом состоянии. И называется это чудо природы — береза бородавчатая (Betula pendula) Trost s Dwarf. Вот это растение и стало основой всей композиции. И сама собой родилась идея «японского садика»- посреди спокойной водной глади располагаются несколько островков.
    Здесь надо сказать, что «японский сад» очень символичен в своей основе, и это, конечно, можно и нужно использовать. Так для изображения бушующего океана или просто текущей воды вполне достаточно засыпать площадку мелким гравием или галькой, и изобразить на ней «волны». При этом можно сэкономить на сооружении и обслуживании настоящего водоема. Или если его устройство нежелательно по каким-то иным причинам, кроме финансовых. Так и было сделано, но вот только галька использовалась различных оттенков, для создания видимости разной глубины «водоема».

    И островки мне захотелось сделать разными. Первый, «скалистый», расположенный у входа в «японский садик», сделан из большого валуна. А вереск (Calluna vulgaris) с нежно-розовыми цветками, посаженый у подножия этого камня, смягчит его некоторую мрачноватость. Рядом, со временем, будет установлен каменный фонарь, который, несомненно, подчеркнет своеобразие этого участка сада, сделает его более узнаваемым, более «японским».

    Нежная, изящная береза, олицетворяющая хрупкость бытия, расположилась на втором, «зеленом» островке. Это — центральная часть всей композиции. И сам островок здесь иной, он — «низинный». В качестве зеленого покрытия этого острова выбрана мшанка шиловидная (Sagina subulata) , своим внешним видом отдаленно напоминающая газон. Разрастается мшанка довольно плотным ковром, который очень хорошо оттеняет своеобразную «воздушность» березы.

    Третий островок сделан из небольших камней плоской формы, разложенных в виде полумесяца, внутри которого растет кустик овсяницы голубой (Festuca glauca). Чуть в стороне от этого островка высажен куст долгоцветущей спиреи японской (Spiraea japonica) сорта Crispa с очень интересной бахромчатой листвой и ярко-розовыми соцветиями. А рядом с ним растет маленькая красавица-пихта корейская (Abies koreana) сорта Silberlocke, с мягкими, нежными хвоинками, изогнутыми так, что видна их тыльная, белесая сторона.

    Часть участка, не покрытая галькой, со временем будет засеяна газоном. Однако в качестве газонной травы выбраны не привычные и часто используемые семена злаков, а клевер белый, с его интересной листвой. Это будет выглядеть более естественно для «японского сада», чем газон злаковый.

    Поскольку сад в японском стиле допускает и даже приветствует наличие плодовых деревьев и кустарников, растущая поблизости черешня отлично вписалась в общую картину. В ее тени будет установлена удобная скамейка. Высаженные рядом кусты жимолости и боярышника не только прикроют от любопытных глаз соседей, но и дадут возможность полакомиться их вкусными и полезными плодами. К скамейке будет вести дорожка в виде деревянных мостков, слегка возвышающихся над поверхностью галечной отсыпки.
    Для того чтобы придать всему этому участку некоторую регулярность, поскольку именно в регулярном стиле выполнен весь сад, предполагается сделать небольшое ограждение из бамбуковых палок, такой своеобразный низенький заборчик. Причем скрепляться палки будут не гвоздями, а просто привязываться веревкой из натурального волокна друг к другу.

    Заборчик из бамбука, но уже более высокий, отделит «японский садик» от остальной территории садового участка. На его светлом фоне еще ярче проявится все очарование такого необычного для наших мест уголка отдыха.

    Создавая свой «японский садик» мне хотелось не только посадить и вырастить понравившееся растение, не только украсить еще один не слишком ухоженный участок сада, но и сделать его необычным, неординарным.

    японский сад камней , как обустроить дачный участок , японский садик на даче своими руками

    Похожие товары

    Изображение
    Правила создания японского сада камней. Японский садик на даче своими руками - как выбрать подходящие камни и растения?
    В поисках этих островов они приплывали и в Японию. Связывая легенды об этих островах с идеей буддистского рая, люди стремились создать в садах острова в миниатюре. Сначала это были искусственные островки среди садовых прудов, затем появились сухие сады, где расчёсанный песок изображал морские волны, а камни – острова бессмертных.
     Сад Картин

    Сад в японском стиле – это Сад Картин.

    Это...
    Отзывы :0шт.
    Дизайн сада с восточными нотками - что необходимо учесть в первую очередь? Как подобрать предметы декора?
    Японский стиль в ландшафтном дизайне находится на особом месте. Он содержит в себе загадку и скрытую мудрость, как и сами японцы. Сегодня стиль «японского сада» популярен во всех странах мира. Его история насчитывает уже более трех тысяч лет.
    Ландшафт в японском стиле

    Неповторимость, своеобразная изысканность и исключительность делает японскую культуру все привлекательней и более...
    Отзывы :0шт.
    Дизайн комнаты в японском стиле в современной квартире.. Главные черты и особенности стиля.
    В последние годы японский интерьер стал очень популярен и в квартирах. И это вполне обоснованно! Ведь японский стиль характеризуется очень высокой функциональностью и внешней эстетикой, здесь нет лишних и бессмысленных деталей, каждая мелочь наделена особым назначением. Традиционный интерьер японского дома – это большое свободное пространство, на котором размещаются и функциональная кухня, и...
    Отзывы :0шт.
    Лучшие растения для японского сада - советы по выбору. Какие самые популярные японские кустарники и цветы?
    В классическом японском саду, как мы уже отмечали, основное значение придается воссозданию природного ландшафта, обычно с использованием воды и камня. Растениям же отведена роль как бы изящной "обертки", украшающей рельеф сада. Вот почему растения следует подбирать очень бережно и экономно и ни в коем случае не стремиться создать коллекционный сад, густо заполненный экзотическими японскими видами...
    Отзывы :0шт.
    Что представляет собой Японский соцу? В чем особенности настоящего японского сада?
    Соцу (оленье пугало) – интересное приспособление, которое японские крестьяне использовали на полях для отпугивания диких животных.
    Отзывы :0шт.