Правила создания японского сада камней. Японский садик на даче своими руками - как выбрать подходящие камни и растения? японский стиль

В поисках этих островов они приплывали и в Японию. Связывая легенды об этих островах с идеей буддистского рая, люди стремились создать в садах острова в миниатюре. Сначала это были искусственные островки среди садовых прудов, затем появились сухие сады, где расчёсанный песок изображал морские волны, а камни – острова бессмертных.

     Сад Картин

    Сад в японском стиле – это Сад Картин.
    Это означает, что каждая отдельная композиция сада должна быть завершённым самостоятельным элементом. Например, холм, водоём, дорожка, группа растений и т.д.. Все они, пространственно перетекая друг в друга и гармонично сочетаясь, должны создавать единую картину сада.

    Самостоятельными «картинами» в нашем саду стали:
    - холм нашей Юности;
    - холм умудрённой опытом Зрелости;
    - холм, поросший лимонником;
    - садик хост;
    - голубой садик.

    Картина «озера» - светлый символ рождения нашей внучки - особо любима всеми. Как и остров Черепахи, омываемый с двух сторон ручьями, и небольшой водопадик.
    Проникая друг в друга растениями, дорожками, камнями, архитектурными элементами, все эти отдельные «картины» объединяются и образуют единую картину сада.
    Точка обзора – большой камень на развилке тропинок и свободная площадкаВ Саду Картин обязательно должны быть точки обзора. Ибо «картинами» мы должны любоваться, неспешно гуляя по саду и останавливаясь в местах, откуда открываются особоинтересные виды. Точкой обзора может быть:
    - большой камень на развилке дорожек;
    - старинная скамья под раскидистым деревом;
    - место на берегу водоёма;
    - обязательно - место для просмотра водопада и место, где мы будем слушать его «пение».

    При формировании японского сада главной подсказкой правильности созданной детали сада, композиции или сада в целом должно стать чувство, идущее из глубины души. Если душа говорит: «Этот элемент стал частью Вселенной!», - значит, вы правильно сотворили (от слова «творчество») отдельный уголок сада или сад в целом.
    Достичь этого можно, создавая в саду настроение «сладостности старины». Это придёт со временем. Но такая задача изначально должна стоять перед вами, если вы хотите максимально приблизить свой сад к понятию «японский сад».

     

    Китайцы считали, что в Восточном море есть острова бессмертных, главный из которых называется Хорай.

    В поисках этих островов они приплывали и в Японию. Связывая легенды об этих островах с идеей буддистского рая, люди стремились создать в садах острова в миниатюре. Сначала это были искусственные островки среди садовых прудов, затем появились сухие сады, где расчёсанный песок изображал морские волны, а камни – острова бессмертных. Позднее камни начали выкладывать в виде священных животных, чаще всего в виде журавля и черепахи, символизировавших долголетие, а также высоты воспарения человеческого духа и глубину познания. Камень мог символизировать и гору Сумэру, по буддистским представления, священную гору в центре мира, и какого-нибудь из мифологических персонажей, и самого Будду. Таким образом, сухой сад для непосвящённого – это сад-загадка. Как правило, он воспринимается европейцем только эмоционально, эстетически, глубинный же его смысл можно понять, только владея древним языком символов. Но и эмоциональное воздействие камня бывает очень сильным. Недаром культ камней существовал во всём мире, а в Японии до сих пор живы отголоски анимистической веры, обожествлявшей необычные по размерам, форме или окраске камни, скалы и целые горы. В магические свойства камней верят в наше время не только на Востоке. В связи с этим вспоминаются строки из стихотворения Гумилёва «Камень»:

    Взгляни, как злобно смотрит камень,
    Как щели странно глубоки,
    Под мхом мерцает скрытый пламень:
    Не думай, то не светляки!

    Давно угрюмые друиды,
    Сибиллы хмурых королей,
    Отмстить какие-то обиды
    Его призвали из морей.

    Он вышел чёрный, вышел страшный,
    И вот лежит на берегу,
    А по ночам ломает башни
    И мстит случайному врагу.
     

    Японский сад камней фото:

    Японские реки не глубоки и коротки, но многие из них берут своё начало в горах и, обладая бурным течением, увлекают за собой со склонов камни, донося их до устья. Это не ледниковые окатанные валуны, а камни, отколовшиеся от скал, т. е. камни с острыми гранями. Разыскивание между ними камней красивой формы, в которых таится нечто божественное, выявление их красоты путём расстановки было, как правило, занятием буддистских священнослужителей средневековья. Их называли «монахи, договаривающиеся с камнями».

    Священнослужитель мог, обработав исходный материал, будь то камень или дерево, извлечь из него статую. Считалось даже, что большие камни уже скрывают их в себе. Если так, то можно говорить о поклонении Будде, ещё не вышедшему из камня, большому камню, таящему в себе статую Будды. Этот камень должен был занять достойное место благодаря искусству расстановки камней. Однако найти красивые сами по себе, от природы, камни для такой расстановки нелегко, поэтому со временем камни стали подвергаться небольшой дополнительной обработке, стремясь, тем не менее, к тому, чтобы расстановка выглядела как можно более естественно. Создатели садов камней тех времён оставили после себя выдающиеся произведения. По этим садам можно судить о прекрасном чувстве формы дзэнских монахов средневековья. В этом смысле садовые композиции из камней, в отличие от посадок, конечно, причастны вечности.

    В настоящее время сакральный аспект не имеет определяющего значения при создании сада камней, хотя и не сбрасывается со счетов окончательно. Тем более становятся важны его эстетические достоинства. Не будет большим преувеличением назвать отношение японцев к садовым камням прямо-таки трепетным. Достаточно сказать, что если растения поливают водой по мере необходимости, то камни истинные ценители поливают каждый день, следя, как оживают они от игры светотени на гранях, любуясь свежим блеском вкраплений, изменением их окраски в течении суток. Однако следует помнить, что сад камней состоит не только из камней, песка и гравия. В него могут входить и растения, и дорожки, и вода. Как было сказано выше, название саду даётся только по его «главному герою», но это вовсе не обязательно должен быть моноспектакль. За столетия существования садов камней были выработаны пять принципов, лежащих в основе их создания.
    Основные принципы использования камней

    1. Камни – объект поклонения.

    Камни всегда были связаны с жизнью людей независимо от части света, но представления о них в разных районах земли не всегда совпадали. Во многих странах Запада камень в больших количествах использовался для строительных работ, но в Японии камень для этих целей использовался редко. Он играл особую роль в культовой практике, где он одухотворялся, становился объектом веры и эстетического наслаждения естественной красотой, не меняющейся с калейдоскопической скоростью. Объектом поклонения могли стать не просто камни, целые скалы, которые сплошь увешивались симэнава – ритуальными соломенными верёвками с вплетёнными в них полосками бумаги. Такие огромные камни считались местом обитания божества, а не просто минералами. Отголосок культового значения камней сохранился в расстановках сухих пейзажей более позднего времени. Например, можно установить камни в саду такими способами, как «Гора Хорай», «Гора Сюми» (гора Сумэру), «Три драгоценности» (Будда, дхарма, сангха).

    При расстановке «Гора Хорай» посреди водоёма ставится один большой камень, символизирующий эту гору. Гора Сюми изображается расстановкой из группы сурового вида камней в центре водоёма или на искусственной горке. «Три драгоценности» тоже является расстановкой, основанной на буддистских представлениях. Используются также постановки, основанные на народных поверьях и мифологических сюжетах, такие, как «Остров журавля» и «Остров черепахи».

    Все эти расстановки продолжают существовать и в наше время. На их основе создаётся всё больше типов островов, причём «Остров журавля» предпочитают формировать, сажая на нём деревце, что чрезвычайно оживляет вид.
    2. Выбор камней.

    Форма.

    На форму внимание обращается прежде всего. Камни лучше использовать в группах, тогда даже при наличии в форме одного из них дефекта, в целом возникает гармония. Однако для пейзажных камней, которыми любуются по отдельности, выбор подходящей формы чрезвычайно важен. При выборе камня необходимо также учитывать характер места, где этот камень будет установлен.

    Естественный характер камня.

    Камни, обретшие свой облик в результате долгого пребывания под ветром и дождём, размытые течением или волнами лучше подходят для сада, чем камни со свежими сколами, обнажающими их структуру. Часть камня, выступающая из земли и подвергающаяся климатическому воздействию, окисляются, мелкие включения растворяются, камень стирается. Острые углы исчезают, и тогда он выражает покой. Обычно любят замшелые камни и, вообще, камни, имеющие старый вид.

    Цвет и блеск.

    Бывают садовые камни различных цветов: зеленоватые, коричневые, красные, белые, фиолетовые и др. Когда в одном саду используются камни, значительно отличающиеся цветом или глянцевитостью, начинают разбегаться глаза и пропадает успокоенность, что нежелательно. Гладких камней белого цвета тоже следует избегать. Хорошо, когда камень обладает спокойным влажным блеском, слишком же сверкающий камень использовать для сада нежелательно.

    Включения в камне.

    В камнях часто встречаются отчётливые инородные включения, и, выбирая направления сторон при установке, их нельзя не учитывать.

    Твёрдость.

    Камни различаются по твёрдости в зависимости от породы. Твёрдые камни обладают значительными достоинствами, в частности, легче покрываются патиной (налётом, появляющимся под воздействием факторов окружающей среды).

    Икиои (сила, мощь, энергия).

    В камнях присутствует икиои. Она рождается из различных элементов, таких, как форма, величина, включения и становится важным фактором при установке камней.
    3. Баланс при расположении камней.

    Место и способ установки камней меняются в зависимости от цели, преследуемой при разбивке сада, поэтому нельзя сказать, что то, что хорошо в одном месте, наверняка подойдёт и в другом. Но в любом случае для сохранения динамики и баланса следует избегать фронтальных композиций. Это относится также и к камням для водопадов, и к тем, что устанавливаются рядом цукубаи. У водоёмов и потоков камни часто устанавливаются в ключевых точках.

    В случае моделирования с помощью камней гор и островов, важным моментом обычно является сбалансированное распределение камней, осуществляемое при отсутствии горизонтальной симметрии.

    4. Количество расставляемых камней.

    Общей основой расстановки камней является использование их нечётного числа, т. е. три, пять и семь, хотя могут составляться и два камня. В Японии любят нечётность, поскольку число 753 считается счастливым. В принципе, камней может быть сколько угодно, но, как правило, они составляются группами из двух-трёх штук или берётся просто один камень. Например, расстановка пяти камней может состоять из групп 2-2-1 или 3-2, из семи камней – 3-2-2 или 2-3-2. При этом расстановка не должна обладать горизонтальной симметрией.

    5. Запрещённые расположения камней.

    Плохо устанавливать рядом камни одинаковой высоты.
    Не ставятся рядом камни одинаковой формы и объёма.
    Не используются вместе горные, речные и морские камни.
    Не составляются камни разных цветов.
    Кисэй (сила духа, дух) камней не должна работать в разных направлениях.
    Нельзя игнорировать включения.
    Избегают расположения камней на одной линии параллельно постройке.
    Камни не располагают на одной линии по вертикали.

    Способы установки камней

    При создании композиций из камней необходимо использовать основной композиционный приём, всегда применяемый при планировке японского сада. Он заключается в том, что любые композиционно связанные объекты сада должны образовывать воображаемый разносторонний треугольник. Во многом именно благодаря этому приёму японский сад, даже самый абстрактный, вызывает ощущение некоей скрытой внутренней энергии, сдерживаемой динамики. Для сада камней простейший случай такой композиции – группа из трёх камней, вершины которых, соединённые друг с другом, образуют треугольник. В более сложных случаях в одной или нескольких вершинах могут находиться группы камней, связанные своими внутренними треугольниками. В случае группы из двух элементов одна из вершин остаётся пустой, но эта пустота должна быть обыграна так, чтобы третий элемент там как бы подразумевался, сохраняя баланс композиции.

    Среди садовых камней есть горизонтальные, плоские, вертикальные, наклонные, ступенчатые. Есть угловатые и округлые камни. При расстановке они группируются определённым образом, но способы установки каждого отдельного камня, в принципе, одни и те же, только круглые камни и камни в форме игрального кубика в расстановках не используются.

    При установке камня, прежде всего, необходимо, чтобы возникало чувство устойчивости. Камни, которые выглядят валяющимися или опрокинутыми, не годятся. Чрезвычайно устойчивы камни, закопанные в землю. Считается хорошим способ, при котором камень закапывается наполовину или на две трети, но на это требуется особое настроение, поэтому, как правило, закапываемая часть незначительна. Если основные правила установки выполнены верно, камень выглядит устойчиво.

    Когда в земле тянутся корни, и есть опасность их обрыва, важнее думать не об устойчивости камня, пропадающей из-за плохого контакта с землёй, а скорее о том, чтобы камень был поменьше и полегче. Лучше, чтобы подземная часть камня имела форму, позволяющую сохранить эти корни. Даже если камень особенно ценный, и хочется, чтобы он выглядел большим и высоким, всё равно возникает неприятное ощущение от мысли о повреждённых корнях.

    Камни, найденные стоящими вертикально в естественных условиях, обычно устанавливаются вертикально и в садах. Существует и наклонная установка, но и при ней камень не должен казаться падающим. Для выражения силы и движения, как правило, применяется ступенчатая расстановка.

    В случае обрыва корней или наличия дефекта у камня лучше посадить траву или кустарник, скрыв эти недостатки.

    Труднее всего правильно установить главный камень, остальные же как бы починяются его воле, составляя вместе с ним гармоничную композицию. Главный камень, который, как правило, является и самым большим, обычно располагают на заднем плане, чтобы он не действовал на зрителя подавляюще и не отвлекал на себя всё внимание. Правда, бывают случаи, когда для увеличения глубины сада пользуются обратной перспективой, располагая на переднем плане крупные объекты, но этим методом надо пользоваться с большой осторожностью.

    Песчаные узоры

    Не исключено, что началом создания рисунков, называемых «песчаные узоры» или «след метлы», послужил красивый вид двора после его уборки. Наверное, беспорядочным следам подметания стали придавать вид узора, чтобы они выглядели прилично.

    С давних времён служители синтоистских храмов вызывали ощущение чистоты, посыпая площадки белым гравием или мелкой щебёнкой. То же делали и в эпоху Хэйан, посыпая белым гравием широкий двор перед святилищем и дно водоёма. Однако белый гравий хорош не всегда, на солнечных участках он утомляет глаза, а вот на северных участках, в тенистых садах и т. п. белый песок или гравий создаёт ощущение освещённости. Если нужно, чтобы от площадки исходило чувство покоя, лучше использовать коричневый или другие тёмные тона. Этот приём применяется в сухих садах и в настоящее время, причём при создании узоров, безусловно, привлекают, прежде всего, образы, связанные с водой, такие, как морские волны и речные потоки. Узор из прямых линий обычно символизирует стоячую воду, из волнистых – проточную, а концентрические окружности – волны бьющиеся о берег острова.


    1 – клетчатый узор; 2 – узор из изогнутых линий; 3 – узор в виде морских волн; 4 - спиральный узор; 5 – плетёный узор; 6 – растительный узор; 7 – узор из изогнутых линий (2); 8 – узор в виде мостовой; 9 – узор из прямых линий; 10 – спиральный узор (2); 11 – узор в виде переплетающихся волн.

    Узор наносится с помощью специальных тяжёлых грабель, форму зубьев которых можно менять в зависимости от создаваемого узора. Узор выбирается не только исходя из личных пристрастий. Необходимо, чтобы он гармонировал с остальными элементами сада и, при необходимости, нёс функциональную нагрузку. Например, линии, расположенные горизонтально по отношению к точке обзора, уводят взгляд в глубину и способствуют зрительному расширению пространства.

    Мощёные дорожки

    В качестве материала для мощения дорожек используются обработанные природные камни, кирпичи, различные изделия из бетона и др., но в любом случае должен присутствовать декоративный узор, образуемый камнями. В случае камней неправильной формы ширина швов между ними неодинакова. При использовании округлых камней в местах, где сходятся три камня, могут образоваться свободные промежутки треугольной формы. Когда промежутки слишком велики, возникает ощущение пропуска, и если заполнять эти промежутки мелкими камнями как попало, вид будет весьма неприглядный.

    При любой форме камней, неправильной или обработанной симметрично, в садах в японском стиле нежелательны четыре шва, сходящиеся в одной точке. Укладку надо производить так, чтобы при составлении камней не образовывались четырёхугольники. При этом длинная ось каждого камня должна быть перпендикулярна направлению дорожки.

    Типы японских садов: Сад камней
    Ширина шва различается в зависимости от размеров материала и окончательной отделки, но плохо и когда он слишком узок, и когда слишком широк. Например, для кирпичей подходит ширина около 10 мм. В случае больших камней зазоры делаются широкими, и можно, заполнив их землёй, посадить туда траву и цветы. Кроме того, впечатление, создаваемое дорожкой, зависит и от глубины шва. Если материал толстый, лучше делать глубокий шов. При тонких камнях, укладываемых с использованием строительного раствора, он должен быть достаточен для заполнения раствором.

    При всей прелести дорожек из естественных камней они неровны, и ходить по ним трудно. Дорожки же, составленные из плоских обработанных камней – это и классика, и современность, поэтому они с успехом используются в наше время.

    Тобииси

    В японских садах существует вид дорожек, укладываемых особым образом из отдельных камней. Эти камни называются тобииси – «взлетающие камни». Очевидно, они названы так потому, что могут довольно сильно, до 8 см, возвышаться над поверхностью земли. В отличие от мощёных дорожек, основной целью которых является обеспечение удобства передвижения, дорожки из тобииси в значительно большей степени служат эстетическим целям. Боле того, зачастую они сознательно делаются неудобными для быстрой ходьбы. Поэтому чаще всего дорожки такого типа создаются в чайных садах с их неспешной, спокойной, медитативной атмосферой. Великий мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю, фактически определивший её ритуал, полагал, что дорожка из тобииси только на 60% должна служить практическим целям, а на 40% - эстетическим. Другой же мастер, Фурута Орибэ, считал, что эстетическая нагрузка должна быть основной.

    По тобииси посетитель идёт, внимательно глядя под ноги, пока не дойдёт до обзорного камня большей величины. Дойдя до него, посетитель останавливается, поднимает голову и замирает, очарованный чудесным видом или особой деталью сада, на которую хотел обратить его внимание хозяин. Если сад достаточно большой и дорожка разветвляется, то хозяин может управлять движением посетителя с помощью сэкимори иси («камень – страж»). Это небольшой, 8 – 10 см в диаметре камушек, красиво перевязанный чёрной верёвкой и закрывающий проход по дорожке, в начале которой лежит. Всё это служит для того, чтобы доставить посетителю наибольшее эстетическое удовольствие и настроить на чайную церемонию.

    Благодаря своим эстетическим достоинствам тобииси стали использоваться не только в чайных садах. В садах, не рассчитанных на прогулки по ним, такие дорожки могут быть чисто декоративными или служить садовнику для ухода за растениями.

    Там, где тобииси предназначены, всё-таки, прежде всего для хождения, они могут подвергаться обработке, придающей им более удобную форму, поскольку найти много естественных камней, удобных для хождения, довольно сложно. Могут использоваться и искусственные тонированные камни. Лучше, если с помощью тонирования создаётся впечатление старого камня. Размеры тобииси определяются удобством ходьбы и составляют обычно 40 – 60 см. Обзорные камни несколько больше.

    Японский сад камней - существует несколько традиционных способов расположения камней в дорожке:
    1 – клин («гусиный строй»); 2 – четыре с тремя; 3 – три через два; 4 – зигзаг («тысячи птиц»).

     

    Как обустроить дачный участок - приёмы создания японского сада

    Японский садик на даче своими руками
    Один из основных и обязательных приёмов, используемых при создании японских садов – применение теории Ян-Инь.
    Символ теории Ян-Инь – единства противоположностей   

    Мудрецы и философы древнего Востока осознали, что всё во Вселенной подчинено действию положительных и отрицательных начал. Они создали теорию Ян-Инь - теорию единства противоположностей; но не в смысле «хороший-плохой», а как равноценное определение противоположных качеств. Эти начала взаимосвязаны, в идеале– уравновешены.

    Уже в VI веке до нашей эры основатель даосизма Лао-Цзы учил, что равновесие мира основано на взаимодействии двух противоположных начал: мужского Ян и женского Инь; на гармонии и противоборстве света – Ян и тьмы – Инь, активности – Ян и пассивности – Инь.

    По учению Лао-Цзы, жизненная энергия ЦИ в соединении с Ян-Инь составляет гармонию мира.
    Изначально иероглиф Ян означал свет солнца, Инь – его отсутствие, темноту. Позже они стали означать космические принципы мироздания, обозначая всё противоположное.

    Очень важно правильно понять смысл этой теории, потому что ни один восточный сад не создавался без её применения. Поэтому эти сады так гармоничны и привлекательны. Формирование садов Японии по такому принципу сделало их необычайно популярными во всём мире именно в наше безумно урбанизированное время. Когда уставший от жизненной гонки современный человек захотел остановиться, отдышаться, присесть отдохнуть и, созерцая Красоту, пронизанную гармонией Ян-Инь, попытаться разобраться в смысле этой гонки. А если он уже созрел (или, как говорят на Востоке, - встал на Путь), то разобраться и в смысле своей жизни, и в смысле Бытия вообще.
    В основу создания проекта нашего сада в японском стиле, конечно же, положена теория Ян-Инь. Она позволяет создавать гармоничные композиции, что ведёт к гармонии всего сада в целом .
    Поскольку наш сад (холмистый сад) - Ян, значит, его вторая половина - Инь должна быть открытым пространством; у нас это водоём. Согласно Ян-Инь, у водоёма один берег обрамлён холмом («горой»), а другой - плоский.
    Плоский – иньский элемент (мостик) уравновешен янским вертикальным камнем

    Для понятия сущности теории Ян-Инь очень характерен такой пример.
    Сделали мы мостик из плоских камней (Инь) через ручей на ровном берегу водоёма. Казалось, что всё выполнено правильно. Но явно чего-то не хватало.
    Налицо был избыток Инь-элемента, и значит, его обязательно нужно было уравновесить Ян-элементом. И тогда рядом с мостиком мы поставили вертикальный камень – Ян. Стало ясно: вот элемент, который внёс гармонию в слишком плоскую иньскую композицию, уравновесил её.
    И так - во всём! Широкий, мощный лист лаконоса, а рядом – изящные листочки пиона разрезанолистного. Можжевельник обыкновенный «Хорстман» причудливой формы, а рядом - прямые ветви ивы корзиночной. Извилистые, повислые ветви ивы Матсуданы, а под ней примостилась вейгела со своими прямыми ветвями и крупными листьями (кстати, такой симбиоз оказался неожиданно выгодным для обеих: они в моём саду не подмёрзли без укрытия даже в суровую зиму 2005-2006 годов).

    Гармония Ян-Инь сада – это ритмичное чередование плоскостей и растительных масс, сочетание плавной береговой линии водоёма и островерхих холмов-«гор», крупных листьев и мелких, большого и малого. Равновесие, баланс контрастов во всём.

    Сад с одним деревом

    Второй приём, используемый при создании японских садов - в малом добиваться большого .

    В применении этого приёма японцам нет равных в мире. Для них миниатюрный сад – это способ показать необъятность мироздания на очень маленькой территории.

    Самые знаменитые миниатюрные сады находятся именно в Японии. Причём, современные дизайнеры и архитекторы с великим мастерством используют этот приём и сегодня. Кадзуэ Сэдзима и Рюэ Нисидзава создали «Сад с одним деревом».
    Одинокое дерево в определённой городской среде… Оно необыкновенно живо, и выразительно. Оно заставляет человека мыслить. Каждый дорисовывает по-своему картину этого минималистского сада.
    Здесь налицо ещё одна замечательная особенность японских садов – сделать зрителя собеседником, соавтором сада.

    Третий приём, используемый при создании японских садов - главное отличать от второстепенного .

    В японском саду главное – не количество высаженных растений или архитектурных элементов, а то, какую смысловую нагрузку они будут нести, как будут воздействовать на человека, как будут раскрывать основную идею сада.
    Принципы создания японского сада

    При создании сада в японском стиле нужно обязательно руководствоваться следующими принципами:

    *главный принцип – подражание природному ландшафту;
    *принцип неравенства, отсутствие симметрии, параллельности;
    *принцип неповторяемости элементов композиции сада;
    *принцип незавершённости;
    *всё, что можно пересчитать, не должно быть в чётном количестве.

    Каждый из принципов создания японского сада характерен для мира живой природы, в котором мы не увидим два абсолютно одинаковых, симметричных или параллельных дерева. Не увидим остановившийся в своём развитии природный ландшафт.
    теневой уголок - хорошее место для сада в японском стиле

    Всё в природе течёт и изменяется. Так должно быть и в саду.

    Сад в японском стиле интересен ещё и тем, что может быть создан на затенённом участке, так как многие его растения теневыносливы или тенелюбивы. Хосты, роджерсии, тсуга, микробиота, магония падуболистная, мхи, папоротники, барвинки и т.д. Для мхов же, тень и влага – необходимая среда обитания, где они хорошо чувствуют себя и выглядят удивительно красиво. Но красоту мхов нужно понять. Лично мне она раскрылась не сразу. Когда же поняла, какое это чудо - мох, - то укоризненно подумала: как раньше я могла этого не замечать?

    Если у вас тенистый участок или его часть – там место вашему японскому садику. Расположение же некоторых архитектурных элементов просто требует таинственного затенения. Но желательнее, всё-таки, расположить сад в японском стиле на востоке или юго-востоке участка.

     Лучшие растения для японского сада

    В классическом японском саду, как мы уже отмечали, основное значение придается воссозданию природного ландшафта, обычно с использованием воды и камня. Растениям же отведена роль как бы изящной "обертки", украшающей рельеф сада. Вот почему растения следует подбирать очень бережно и экономно и ни в коем случае не стремиться создать коллекционный сад, густо заполненный экзотическими японскими видами. Используемых растений может быть совсем немного — в Японии можно встретить сады из одних только рододендронов!

    Нет и необходимости  сажать только любимые японцами виды. Очень часто они оказываются чувствительными к нашим морозам. Обычно им легко подобрать замену из растений, более приспособленных к нашим условиям.  Например, основными хвойными породами в японском саду являются сосна Тунберга (Pinus thunbergii) и сосна густоцветковая (Pinus densiflora). Их лучше заменить более привычными для России породами, тем более что сосна густоцветковая является близкой родственницей нашей хорошей знакомой — сосны обыкновенной (Р. silvestris). Главное — найти удачный баланс из нескольких декоративных деревьев и кустарников с вкраплениями красивоцветущих многолетников, злаков, бамбуков и папоротников.
    Ниже мы отобрали в качестве примера 12 растений, из которых легко создавать композиции в японском стиле. Из деревьев японцами ценятся плакучие формы, имеющие сферические контуры, а из декоративных и красивоцветущих кустарников предпочтение отдается растениям, легко поддающимся стрижке, чтобы, опять же, придать им вид полусфер. В качестве акцентов, нарушающих монотонность сферических форм, в композицию включают высокие злаки, папоротники и бамбук.

    Кроме этих "лучших из лучших", в разделе собраны описания еще нескольких десятков растений, рекомендуемых для японского сада (см. навигационную колонку справа). Подавляющее большинство из них прекрасно чувствуют себя в средней полосе России.

    японский сад камней , как обустроить дачный участок , японский садик на даче своими руками

    Похожие товары

    Изображение
    Как обустроить дачный участок - создаем японский сад на дачном участке. Как обустроить в саду японский уголок?
    Такие сады привлекают внимание прежде всего своей простотой и естественностью. Создать впечатление природного ландшафта — в этом видят свою задачу тамошние специалисты по оформлению садов. В качестве основных декоративных элементов они используют растения, камни, воду, дорожки, тропинки, мостики. Фонари

    Каменные фонари пришли в Японию из Китая, где они устанавливались у главного входа...
    Отзывы :0шт.
    Дизайн сада с восточными нотками - что необходимо учесть в первую очередь? Как подобрать предметы декора?
    Японский стиль в ландшафтном дизайне находится на особом месте. Он содержит в себе загадку и скрытую мудрость, как и сами японцы. Сегодня стиль «японского сада» популярен во всех странах мира. Его история насчитывает уже более трех тысяч лет. Ландшафт в японском стиле

    Неповторимость, своеобразная изысканность и исключительность делает японскую культуру все привлекательней и более...
    Отзывы :0шт.
    Оформляем дизайн сада в японском стиле. Основные черты восточного сада.
    Искусство создания японских садов строится на принципах эстетики дзэн. Как и все японское, подобные сооружения имеют некий философский смысл. Соединение двух религий: коренной религии японцев – синтоизма и, пришедшего из Китая дзен-буддизма, сформировало совершенно особую систему взглядов на мир, в котором природа и человек гармонично развиваются и взаимодействуют друг с другом. Растения...
    Отзывы :0шт.
    Японский стиль - основные направления в дизайне. Как подчеркнуть восточный стиль при ремонте?
    Японский тип оформления своего жилья, хотя и подчиняется определенным законам, но все же отражает индивидуальный дух собственного мира. Причем, и первая и вторая особенности живы до сих пор. Характерной особенностью японского вкуса является склонность к простоте и асимметрии. Интерьер как бы дышит. Японский стиль

    Японский стиль становится актуальным почти в каждом доме, ведь он характерен...
    Отзывы :0шт.
    Настоящий японский стиль жилого интерьера. Выбираем японский текстиль и мебель.
    Простота и утонченность - это японский стиль жилого интерьера. Циновка, бамбук, бумажный светильник, раздвижная перегородка – это то, что вспоминается нам в первую очередь, когда речь заходит об интерьере в Японском стиле. На самом деле, все это не более чем строительный материал. Настоящий японский интерьер начинается с традиций и церемоний, главная философская идея которых – отрешиться от всего...
    Отзывы :0шт.