Особенности современных кованных вещей в интерьере. Как подобрать подходящий материал для ковки? голландский стиль

В Голландии понятие «семья» является основой менталитета, семьей гордятся , благополучие дома выставляется напоказ. Общеизвестна нелюбовь жителей к Нидерландов к шторам и занавесям – пусть прохожие восхищаются представлениями, которые каждый вечер дает маленький семейный театр, и завидуют. Голландским семьям только в удовольствие блеснуть высокой культурой быта.

     

    В Голландии понятие «семья» является основой менталитета, семьей гордятся , благополучие дома выставляется напоказ. Общеизвестна нелюбовь жителей к Нидерландов к шторам и занавесям – пусть прохожие восхищаются представлениями, которые каждый вечер дает маленький семейный театр, и завидуют. Голландским семьям только в удовольствие блеснуть высокой культурой быта.

     

    За несколько веков своего существования голландский стиль стал классикой – и в живописи, и в интерьере. Изображения внутреннего пространства дома и утвари показывают, насколько голландский интерьер является результатом продуманной организации жилого пространства. Дом точно отражает национальный характер, в котором сплетаются экономность, демократичность и любовь к красоте. Геометрия, простые четкие линии пола «в шашечку», строгие, приглушенные цвета, рациональное расположение мебели нарушаются яркими деталями. Металл удачно соседствует с другими материалами – серебряные или латунные подсвечники оживляют деревянные панели стен, медная посуда выделяется на фоне пестрых настольных покрытий.

     

    Благодаря широким пластическим возможностям металла кухонные предметы очень разнообразны. Для более простой и функциональной утвари – кастрюль, котлов, ступок – использовались недрагоценные металлы. Из хорошо поддающейся ковке меди изготавливались большие по объему котлы для кипячения воды и тазы для приготовления пищи. Латунь, сплав меди с цинком, тоже применялась для кухонных принадлежностей. Латунь лучше, чем медь поддается литью и тверже, поэтому из нее делали более сложные по форме изделия, например подсвечники. Из другого сплава меди и олова, бронзы, способной выдерживать высокие температуры, отливались большие горшки и кастрюли для приготовления пищи на открытом огне.

     

    Серебро в быту свидетельствовало о богатстве дома. Состоятельные люди всегда могли позволить себе купить изделия из серебра просто для украшения интерьера. В зажиточных бюргерских домах открытые полки для посуды были заполнены большими серебряными блюдами круглой и овальной формы, вазами, кувшинами, кубками. Стены украшались изящными бра – светильниками с гладкими экранами для отражения света.

     

    В XVII в. голландские мастера-серебряники отливали, чеканили и гравировали лучшую серебряную посуду в Европе. Их изделия отличали сложность формы, прихотливый и динамичный декор, в котором пышные родовые гербы и затейливые вензели сочетались с густонаселенными евангельскими сценами и знаменитыми на весь мир тюльпанами. Нидерландская Республика несмотря на всю свою кажущуюся консервативность и традиционность, оставила и в технических вопросах, и в экономической сфере далеко позади остальную Европу. Поэтому Петр I, побывавший Великим посольством в Голландии в 1697-1698 гг., чувствовал особую привязанность к этой стране. Неудивительно что русский царь, желая создать новый и передовой во всех отношениях город Санкт-Петербург, берет пример с Амстердама. Приближенные, конечно же, от него не отстают, во всем повинуясь неумолимой царской воле.

     

    Русские перенимают голландскую жилую архитектуру, интерьеры, образ жизни – вплоть до деталей. И вот уже появляются в домах на берегах Невы и Москвы-реки голландские кухни и поварни с пышущими жаром сине-белыми изразцовыми печами, поблескивающими витыми люстрами, похожими на паникадила, отливающими блестящими золотистыми боками медными чанами и кастрюлями.

     

    Русский интерьер петровского времени родился из сочетания личного вкуса царя и повсеместного следования «голландскому маниру». Стремление к аккуратному европейскому быту отчетливо видно во всех дошедших до нас жилых постройках начала XVIII в. – Летнем и Меншиковском дворцах, Петергофе, подмосковном Кускове.

     

    Голландия не только сама продолжала бережно сохранять свой национальный стиль, но и сумела завоевать им крупнейшие города России.

     

    Прославленные живописью малых голландцев жилые интерьеры не утратили своей популярности и по сей день. Современные декораторы, желая создать фирменный стиль, наполняют кухни и столовые бело-голубой дельфтской керамикой, облицовывают плиткой очаги, печи и стены, а самый распространенный голландский предмет мебели – горку для посуды – можно найти в каждом втором доме. Голландский стиль всегда узнаваем и создается не только дизайнерами, но и людьми, любящими свой дом.

    Художественная ковка и литье

    Кузнечное производство в Москве известно с древних времен. Сейчас считается доказанным, что в ХIV- XV вв. на территории Московского Кремля, по соседству с резиденцией великих московских князей и дворами знати располагались и дворы кузнецов. Последние археологические раскопки у Никольской башни Кремля, проведенные в связи с большими земляными работами, вызванными реставрацией в 1994-1995 гг. здания Сената, построенного в конце ХVIII в. по проекту выдающегося русского архитектора М. Ф. Казакова, подтвердили предположения ученых о наличии кузнечного производства на территории Кремля.

    К 1853 году в Москве работало 59 металлообрабатывающих заведений с 1734 рабочими.

    После 1917 года производство металлических изделий в Москве практически исчезло. Ведущая роль в изготовлении необходимых металлических деталей для оформления зданий, оград, садов и парков, уличных светильников и т.п. принадлежит крупным предприятиям и о кузнечном промысле почти забыли.
    До 1987 г. в России существовали только разрозненные кузнечные мастерские, где работали кустари-одиночки. Создание кооперативов дало возможность для объединения этих кустарей, произошло слияние различных школ кузнечного ремесла, опыт старых мастеров стал передаваться молодому поколению. Применение новых технологий и механизации труда расширило возможности этих мастерских.

    Созданное нами в 1995 году общество с ограниченной ответственностью "Художественные ковка и литье" собрало под своей крышей мастеров, для которых ремесло стало не только средством к существованию, но и смыслом жизни. Возродить забытый промысел, сохранить его, а также с применением новейших технологий поднять на более высокий уровень - наша цель.

    За эту работу взялись мастера 1-го кузнечного кооператива "Прометей" , ТОО "Контурлизинг", специализирующихся на производстве художественных изделий из металлов, опираясь на учебную базу Московского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова и Суздальского художественно-реставрационного училища Министерства культуры РФ (у нас работает коллектив выпускников этих заведений) и умельцев, кузнечное ремесло которых получено по наследству.

    Какой металл подходит для ковки.

    История развития художественной ковки в России знала как взлеты, так и падения. Наибольший ее расцвет пришелся на ХVШ - ХIХ века, период масштабных градостроительных работ, начатых еще Петром I. Именно в это время в Москве, Петербурге, Туле, Новгороде создаются великолепные архитектурные и садово-парковые ансамбли, в оформлении которых используются произведения этого декоративно - прикладного искусства: ограды, фонари, перила мостов, оконные решетки, ограждения балконов и лестниц. В индустриальном ХХ веке многовековые традиции были практически утрачены. И вот сегодня они вновь возрождаются. Ирина Стецюк, "Художественная ковка металла": - Сегодняшняя популярность изделий художественной ковки объясняется тем, что они идеально дополняют интерьер, придают ему неповторимый облик. И при этом органичны в любом стиле и любом пространстве. Художественный металл уникален еще и своей сочетаемостью с другими материалами - камнем, стеклом, древесиной, майоликой и даже текстилем, что дает художнику по металлу безграничные возможности для творчества, для воплощения самых смелых идей.

    РОЛЬ И СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ В современной художественной ковке применяется масса новых технологических приемов, но до сих пор, как и сотни лет назад, металл нагревают в горне, изделия куют на наковальне и используют все те же проверенные временем инструменты - кувалды, ручники, пробойники, гладилки, клещи, тиски и т. д. Не изменились и используемые материалы - черный и цветной металлы (медь, латунь, бронза). Правда, последние чаще применяются для изготовления декоративных вставок в композиции, выполненные из основного материала - стали. Как известно, сталь - это сплав железа с углеродом. По доле углерода стали делятся на низкоуглеродистые (до 0,25%), среднеуглеродистые (0,25-0,6%) и высокоуглеродистые (0,6-2%). С увеличением этой доли возрастает твердость и закаливаемость, но снижается пластичность и ковкость. Для улучшения тех или иных свойств в сплав вводятся добавки - никель, мышьяк, медь, фосфор, сера и др. Юрий Баранов, художник по металлу: - Идеально для кузнечных работ подходят углеродистые стали обыкновенного качества с маркировкой Ст0, Ст1, Ст2. Содержание углерода в них 0,1-0,3%, они характеризуются наибольшей пластичностью и наименьшей губкостью при одних и тех же термических режимах, выдерживают многократные нагревы, не деформируются и не дают пластических напряжений. В умелых руках мастера такой материал подобен пластилину, из него можно создать практические любую форму и линию. Широко используется Ст3. Но здесь есть некоторые нюансы. Дело в том, что стали с маркировкой "Ст" поставляются по механическим свойствам и по химическому составу не нормируются. В силу этого в Ст3 доля углерода может оказаться завышенной (это зависит от исходного сырья - руды и от качества плавки на предприятии-производителе). Поэтому данная марка чаще применяется для изготовления низконапряженных конструкций, там, где нет ударных и вибрационных нагрузок.
    ЗАЩИТА ПОВЕРХНОСТИ Очевидно, что каждое изделие художественной ковки и слесарного искусства должно иметь эстетичный внешний вид. В наше время, когда атмосфера наполнена агрессивными выделениями, эта проблема встает особенно остро. И хотя методы защиты поверхности, использовавшиеся в старину, хорошо известны, сегодня они уже не так эффективны. В современной атмосфере содержится, например, большое количество сернистого ангидрида, пагубно влияющего на металлы. Кроме того, химическая устойчивость металлов, главным образом сталей, значительно уменьшилась из-за появления в процессе металлургического производства инородных примесей. Решая вопрос о защите поверхности изделия, необходимо учитывать, где оно будет находиться. В отношении предметов интерьера ситуация проще, а вот изделия, размещенные снаружи, требуют большего внимания. Практика показывает, что на сегодняшний день из металлических покрытий наиболее пригодны автомобильные антикоррозийные грунты и краски. Они относительно дешевы, прочны, легко наносятся и быстро сохнут, сохраняя заданную художником фактуру ковки. Два-три слоя обеспечивают защиту поверхности на срок до 10 лет. Иногда художники используют приемы искусственного состаривания. Радикальные средства, избавляющие черный металл от способности ржаветь, - оцинковка и гальванопластика. Правда, в этом случае стоимость покрытия может превысить стоимость самого изделия. СТОИМОСТЬ КОВАНОГО ИЗДЕЛИЯ Когда речь заходит о стоимости кованого изделия, нельзя забывать, что мы имеем дело с художественным произведением. Поэтому определяющую роль здесь могут сыграть нематериальные аспекты - эстетические достоинства вещи, ее оригинальность, авторский стиль, известность автора. Владимир Моисеев, генеральный директор ООО "ГОРН": - Если попытаться определить договорную цену наиболее массовых изделий, в которых преобладают распространенные детали и заготовки, то цена складывается следующим образом. Вначале учитывается работа, связанная с замерами, разработкой эскизов, проектов, рабочих чертежей, затем - количество и стоимость материалов, в том числе антикоррозийные покрытия (грунты, краски, растворители, патины), расходные материалы и инструмент (отрезные, зачистные круги, электроды, кокс и т. д.), металл. Например, тонна стали Ст3 стоит 10 - 12 тыс. руб., тонна меди - 85 - 87 тыс. руб. Далее - непосредственное исполнение: заготовительные работы (рубка, штамповка, резка, рихтовка), кузнечные работы (они оцениваются по количеству тех или иных кованых деталей с учетом размеров сечения заготовки), токарные и фрезерные, слесарно-сборочные, зачистные работы. К слову, технологию сборки элементов кованого изделия выбирают клиент и художник по металлу. Сейчас применяются различные виды сварки: полуавтоматическая, газовая, электродуговая и самая на сегодняшний день прогрессивная - аргонная. Материалы, разные по своим техническим свойствам и характеристикам, при аргонной сварке отлично соединяются и практически не требуют зачистки швов. Ее использование, как и применение старинных технологий сборки, требующих высокой квалификации, значительно увеличивают цену кованого изделия. Следующее - работы по антикоррозийной защите изделия и придание ему товарного вида. Как правило, это окраска воздушным распылением и нанесение различных патин и потали. Последний пункт - накладные расходы (каждое предприятие рассчитывает их по-своему, они могут составлять до 25% себестоимости изделия) и налоги. В цену могут быть также включены монтажные работы и транспортные расходы. Есть изделия, в общую композицию которых включены элементы заготовок машинного производства, то есть штамповки. Это не значит, что они не подвергаются дополнительной кузнечной обработке, но стоят дешевле. К слову, создание изделий, которые состоят из одних только заготовок, тоже возможно. Цена в этом случае будет намного ниже, но и вид, соответственно, монотонней. При ручной художественной ковке нельзя сделать две одинаковые детали и элементы декора. Например, стебель цветка или его лепестки обязательно будут иметь различную форму и толщину. При частичной ручной ковке, когда в композиции используются заготовки, декор и детали будут одинакового размера и толщины, но различны по форме. Если же изделие состоит только из штампованных деталей, все элементы одинаковы и по форме, и по размеру, и по толщине.

    ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ Чтобы составить общее представление о том, как рождается произведение художественной ковки, рассмотрим основные этапы изготовления на заказ лестничного ограждения.

        Заказчик выбирает из нескольких эскизных набросков один, который берется за основу и дорабатывается художником.
        Когда утвержден окончательный вариант, по эскизу делается картон-рисунок лестничного марша в натуральную величину с точной прорисовкой деталей композиции.
        По картон-рисунку кузнец-художник (или кузнецы, если это промышленное производство) вручную изготавливает детали для будущего ограждения. На каждую группу деталей создается специальный кондуктор, по которому кузнец гнет и обрабатывает (кует) металл. Результат работы - "гора" заготовок.
        Предварительная сборка по картон-рисунку. Это делается, чтобы еще раз проверить точность исполнения каждой детали. При необходимости их дорабатывают.
        Сборка по технологии, ранее оговоренной с клиентом (соединение деталей на заклепках, специальная кузнечная сварка, электросварка и т. д. )
        Когда лестничный марш собран, все соединительные швы зачищаются. Изделие готово к монтажу и последующей обработке поверхности - грунтовке и покраске.
        Придание лестничному маршу эстетичного вида с помощью современных красок, имитирующих золото, серебро, медь, бронзу и т. д. Процесс этот довольно трудоемкий, требующий определенных знаний и опыта. Многие художники имеют свои секреты конечной обработки изделий.

    Похожие товары

    Изображение
    Голландский стиль интерьеров - главные особенности и черты. Как красиво оформить инерьер Вашего дома?
    Голландский стиль — стойки и ригели, почерневшие от времени деревянные балки, декоративно украшают и поддерживают беленые оштукатуренные фасады домов. На фоне зелени садов и равнинных голландских пейзажей такие дома очень живописны, как прославленные на весь мир картины голландских художников.
    Отзывы :0шт.
    Декор дома в голландском стиле - используем белокаменные фрагменты . Голландские дома проекты и их планировка.
    С развитием мануфактур в крупных городах бурно развивается строительство жилых и торговых зданий. Следуя национальным традициям, уходящим корнями в готическое прошлое, в строительстве городских домов голландцы применяют кирпич с отделкой из белого камня. Причем, в голландском стиле дома декор из белокаменных фрагментов минимален. Из-за дороговизны земли в городах, типовым становится "трехоконный...
    Отзывы :0шт.
    Голландский стиль в интерьере современных квартир и домов. Дома в голландском стиле - тонкости мелочей, украшающих Ваш дом.
    Голландский интерьер – это, как правило, простота, уют и комфортабельность, сочетание природных материалов с рукотворными: изразцами, керамикой, кирпичом. Функциональность и непритязательность голландского стиля будет уместна в квартире или собственном загородном доме, в таких помещениях, как столовая, кухня, гостиная или спальня. Основные материалы: дерево, кирпич, напольная плитка или камень с...
    Отзывы :0шт.
    Современный дизайн дома или квартиры в Голландском стиле - что нужно обязательно учесть?
    Вы любите минималистические решения в интерьере , но не любите стиль минимализм за его чрезмерную строгость и "холод"? Тогда вам стоит обратить внимание на голландский стиль. Он не содержит в себе большого количества лишних элементов и украшательств, но обладает тем уютом и теплотой, которой нам так часто не достает.
     Голландский аквариум

    Выбор подходящих растений был вынесен на первое...
    Отзывы :0шт.
    Современный ландшафтный дизайн в голландском стиле. Какие главные черты и тонкости данного стиля для сада?
    Данный стиль встречается не так и часто, а дворики в Голландии очень аккуратные и ухоженные. Парки в этой стране всегда отличаются «буйством красок», которое создается посредством высаживания растений разных видов. Климат в Голландии очень мягкий, следовательно, можно использовать широчайший ассортимент разновидностей флоры, причем без использования оград и заборов.
     Голландский стиль

    Эти...
    Отзывы :0шт.